Записать предложения, указать, что в них есть – подлежащее или
сказуемое, определить вид односоставного предложения:
1)Позвони другу.
2)Чего только не рассказывали в деревне про этот случай.
3)Пусто на улице.
4)Какой мороз!
5)Что посеешь, то и пожнешь.
6)К вечеру всё стихло.
2.Выполните синтаксический разбор этих предложений!
1. Ах, осень, моё упоенье,
Моя золотая печаль!
2. И блестят паутины…
3. Шурша, вдоль реки прохожу,
Сквозь ветви и гроздья рябины
На тихое небо гляжу.
ОБРАЗЕЦ РАЗБОРА прилаг.), как (союз) Божье (прилаг.) прощенье (сущ.),
Прозрачная (прилаг.) ширится (глагол) даль (сущ.)…
(Повеств., невосклицат двусоставн., рас осложнено
сравнит. оборотом). Схема: [~~, как ₋.-.-.- -.-.-, ~~ ___].
(основа: подлежащее, выраженное существительным "небо" и составное глагольное сказуемое "стало синеть", выраженное фазисным глаголом, обозначающим начало действия "стало"+глагольная часть, выраженная инфинитивом "синеть").
2. Хочу я с небом помириться. (основа: подлежащее, выраженное личным местоимением "я" и составное глагольное сказуемое "хочу помириться", выраженное модальным глаголом-связкой, обозначающим намерение, желание "хочу"+глагольная часть, выраженная инфинитивом "помириться").
3.Наполеон приказал выстроиться на той стороне и ждать. (основа: подлежащее, выраженное существительным-именем собственным "Наполеон" и простое глагольное сказуемое "приказал". (Инфинитивы выстроиться и ждать в данном предложении являются дополнениями, так как относятся к другому субъекту действия).
4.Работа должна быть завершена. (основа: подлежащее, выраженное существительным "работа" и осложненное составное именное сказуемое, выраженное модальным словом (кр.прил.), обозначающим долженствование "должна"+глагольная полузнаменательная связка-инфинитив "быть"+именная часть, выраженная кр.прич. "завершена").
1.Какой вид связи используется в словосочетании перелистывавший журнал?
1)согласование 2)управление 3)примыкание.
ответ: 2. управление
2.Укажите словосочетание со связью примыкание. 1)бабочка капустница 2)свет прожекторов 3)разговаривать друг с другом 4)бежал навстречу .
ответ: 4. Бежал навстречу.
3.Какого словосочетания нет в предложении: Мы остановились перед обнесённым глухим забором дачным участком.
1)остановились перед забором
2)обнесённым забором
3)глухим забором
4)обнесённым участком
ответ: 4. Обнесенным участком.
4.Замените словосочетание ГОВОРИЛИ С ВОСТОРГОМ, построенное на основе связи управление, синонимичным словосочетанием со связью примыкание.
ответ: говорили восторженно.
5.Какие слова или сочетания являются грамматическими основами в предложении:
В году весна была холодная, всё лето шли дожди, а осенью было тепло и сухо.
1)весна была, лето шли, было тепло и сухо;
2)весна была холодная, лето шли дожди, было тепло и сухо;
3) весна была холодная, шли дожди, было тепло и сухо;
4) весна была холодная, шли дожди, было;
ответ: 3. весна была холодная, шли дожди, было тепло и сухо;
6. ответ:
1. Немало интересных вопросов возникло при обсуждении нового кинофильма. (основа: подлежащее, выраженное неделимым словосочетанием со количественным зачением «немало вопросов», и простое глагольное сказуемое «возникло»). исправленная ошибка – употребление сказуемого в форме множественного числа при согласовании с подлежащим, в состав которого входит слово с колич.знач. «немало»+неод.сущ. с отсутствием прямого действия.
2. В центральном универмаге продается много товаров. (основа: подлежащее, выраженное неделимым словосочетанием с количественным значением «много товаров», и простое глагольное сказуемое «продается»). исправленная ошибка – употребление сказуемого в форме множественного числа при согласовании с подлежащим, в состав которого входит слово с колич.знач. «много»+неод.сущ. с отсутствием прямого действия.
3. Папа с маленькой дочкой ходили на концерт. Предложение можно рассмотреть двояко. 1. В предложении нет ошибки. Тогда выделяем основу: (подлежащее, выраженное неделимым словосочетанием со значением совместности «папа с дочкой», и простое глагольное сказуемое «ходили»). 2. В предложении ошибка в согласовании. Тогда основа такая: (подлежащее, выраженное существительным «папа» (с дочкой здесь уже дополнение), и простое глагольное сказуемое «ходил»).
4. В шкафу лежит много интересных книг. (основа: подлежащее, выраженное неделимым словосочетанием с количественным значением «много книг», и простое глагольное сказуемое «лежит»). исправленная ошибка – употребление сказуемого в форме множественного числа при согласовании с подлежащим, в состав которого входит слово с колич.знач. «много»+неод.сущ. с отсутствием прямого действия.
5. На протяжении веков крестьянство боролось против угнетения. (основа: подлежащее, выраженное существительным с собирательным значением «крестьянство», и простое глагольное сказуемое «боролось»). исправленная ошибка – употребление сказуемого в форме множественного числа при согласовании с подлежащим – собирательным существительным.
6. Детство и юность её в купеческой семье. (основа: подлежащее, выраженное неделимым сочинительным сочетанием «детство и юность», и простое глагольное сказуемое исправленная ошибка – употребление сказуемого в форме единственного числа при согласовании с подлежащим – неделимым сочинительным сочетанием.
7. В деревне послышались топот и крики. (основа: подлежащее, выраженное неделимым сочинительным сочетанием «топот и крики», и простое глагольное сказуемое «послышались»). исправленная ошибка – употребление сказуемого в форме единственного числа при согласовании с подлежащим – неделимым сочинительным сочетанием.
8.Большинство дверей были низки для его роста. (основа: подлежащее, выраженное неделимым сочетанием с количественным значением «большинство дверей», и составное именное сказуемое «били низки»). Исправленная ошибка – употребление сказуемого в форме единственного числа при обратном согласовании. (при составном именном сказуемом).
9. В кружке занимается пять учеников. Ошибки в данном предложении нет, если мы хотим выразить значение совместной деятельности, подчеркнуть количество участников действия. (основа: подлежащее, выраженное неделимым сочетанием с количественным значением «пять учеников» и простое глагольное сказуемое «занимается») Если мы хотим подчеркнуть, что каждый из пяти участников кружка занимается своим делом, нам следует заменить единственное число сказуемого на множественное. Тогда основа: (подлежащее, выраженное неделимым сочетанием с количественным значением «пять учеников» и простое глагольное сказуемое «занимаются»).
ПРОДОЛЖЕНИЕ В КОММЕНТАРИЯХ: