Вид диктанта, близкого к изложению, включающий несколько этапов: сначала преподаватель читает интересный, доступный для восприятия текст, затем текст читается по частям, а в интервалы, паузы учащиеся восстанавливают текст по памяти. Обучающая ценность такого задания состоит в том, что при его выполнении запоминается и закрепляется лексика, грамматика, проверяются умения сконструировать самостоятельные монологические высказывания на основе текста-источника. С. д. широко распространен при тестировании на среднем и
1) Когда мальчик неожиданно проснулся среди ночи, он услышал неясный гул, постепенно затихающий.
2) Следуя какой-то властной силе, он поднялся с кровати.
3) Он добрался до двери, неслышно приоткрыл её и выскользнул на улицу.
4) В течении нескольких минут, он наблюдал, как небо и земля затянулись задымленной теменью.
5) Смешно и неловко подпрыгивая, боясь налететь на забор, он бросился на берег.
6) Буря шла прямо на деревню, грозя смять её.
7) Надвигалась гроза, пугающая своих размахом; и вдруг бешеными, неукротимыми потоками хлынул дождь.
8) Его окружали непроходимые заросли, затопленные водой и шёл непрекращающийся ни на минуту дождь.
9) По краям сливаясь с землей, небо уходило в бесконечную темень.
10) В нагромождении туч, двигаясь и меняясь зловещей синевой, пылали какие-то полосы и пятна.
Грамматическое задание:
1. 2) следуя; 5) подпрыгивая, боясь; 6) грозя; 10) двигаясь и меняясь.
2. Гул (какой?) - постепенно затихающий.
Теменью (какой?) - задымленной.
3. I. Буря шла (что делая?) - грозя. Деепричастие.
II: Постоянные признаки:
1) Нач. форма - грозить.
2) Неизменяемая форма, несовершенный вид, наст. время.
III. Синтаксическая роль: обстоятельство.