– Запишите два предложения, комментируя постановку знаков препинания. 1) Из множества звуков земли: пения птиц, трепетания листвы на деревьях, треска кузнечиков, журчания лесного ручья – самый
веселый звук – песня полевых и луговых жаворонков. (И. Соколов-Микитов.)
2) На всем: на полу, на стульях, на столе без скатерти – лежал толстый слой пыли. (К. Симонов.)
– В первом предложении подчеркните грамматическую основу. Чем она выражена?
– Почему в этом предложении два тире?
– Выполните морфологический разбор обобщающих слов в этих предложениях.
– Составьте пунктуационные схемы этих предложений.
История старейшего в нашей стране и одного из старейших в Европе Минералогического музея тесно связано с развитием минералогии в России. Подавляющее большинство известных русских минералогов или непосредственно работали в музее или их деятельность была тесно связана с музеем. С музеем была связана деятельность и многих зарубежных ученых. Основа музея была заложена организацией в 1716 году Минерального кабинета Кунсткамеры в Санкт-Петербурге. Для этого по приказу Петра I в Данциге у доктора медицины Готвальда была приобретена обширная по тому времени коллекция минералов (1195 образцов), с которой и начал свое существование Минеральный кабинет Кунсткамеры. Эта коллекция была дополнена образцами с российских месторождений и с 1719 года выставлена для публики в Санкт-Петербурге в здании Кикиных палат.
19. [Прямо над головой вспыхнула запоздалая молния], и, (пока она светила), [я увидел], (как мерцает какая-то белая точка на берегу).
20. [Зубры очень заинтересовали меня], и, (когда нас не пустили в питомник), [я был раздосадован], (что не удалось их увидеть поближе).
21. [Все меня любили], и, (хотя я безмерно шалил), [мне прощалось всё], (что бы я ни сделал).
22. [Хозяйка поняла], (что (если сейчас гости опять окажутся в зале), то уже не увидят дальнюю аллею в лучах заходящего солнца), и [она предложила прогуляться по саду].
23. (Когда Иван вечером вернулся домой), [все дневные впечатления нахлынули на него], и, (так как им овладели самые разноречивые чувства), [он стал доискиваться причин своего душевного волнения].
24. [Полина вышла к гостям на открытую веранду], и, (пока дамы восторженно выражали восхищение её изящным нарядом), [она думала о том], (как хорошо было бы оказаться вдалеке от этой надоевшей пустой суеты).
25. [По календарю мы прибыли в Болдино в одно время с поэтом], и (если учесть разницу между новым и старым стилем), [то дней на десять раньше], (когда в природе ещё везде царил зелёный цвет).
26. [В любой роли талантливый актёр чувствует себя свободно и естественно], и (когда выражает на сцене характер своего героя), [то он обычно доходит до полного ощущения], (что он и есть тот самый герой).
27. [Наступила такая усталость], (что, (если бы даже не было приказания расположиться на отдых), люди не в состоянии были бы сделать ни шагу дальше).
28. [Лиза пошла безлюдной площадью], и, (когда ноги её стали тяжело срываться с булыжника), [она вспомнила], (как возвращалась этой площадью солнечным днём после первой встречи с Цветухиным).
29. (Когда нужно было спешить в гимназию), [Николенька изо всех сил старался не отставать от старшего брата], и (так как тот всегда двигался стремительно), [то первокласснику часто приходилось догонять его вприпрыжку].
30. (Когда художник жил в Крыму), [он всё своё время посвящал созерцанию картин природы], и, (если погода располагала к прогулкам), [часами изучал на морском берегу рисунок бесконечно бегущих одна за другою волн].
31. [Над Волгой уже синела летняя ночь], и (когда мы оказались на берегу), [то увидели], (как мерцают вдали огни на мачтах проплывающих теплоходов).