Запишите предложения и определите их вид по структуре, наличию и количеству грам/основ, по цели высказывания и эмоциональной окраске. Объяснить графически знаки препинания. 1. Ты с басом, Мишенька, садись против альта... 2. Мы с вами попутчики, кажется. 3.Пусть бежит в полях позёмка белою змеёю. 4. В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами... 5. Как Днепр широк! Как даль ясна!
Упражнение 1.
Прочитайте сочетания слов. Из данных вариантов сочетаний слов выберите сначала те, которые, по вашему мнению, являются словосочетаниями, а затем те, которые можно назвать предложениями:
1) лес тёмный; 2) лес потемнел; 3) тёмный лес; 4) пошли в лес; 5) сразу пошли; 6) решили и пошли; 7) в лес; 8) ребята пошли в лес; 9) тёмный и тихий лес.
Объясните свой выбор. Поясните те ситуации, в которых выбранные варианты словосочетаний могут выступать в роли предложений.
Упражнение 2.
1. Из данных предложений выпишите: а) грамматическую основу; б) словосочетания.
1. Я хотел бы пройти сто дорог, а пятьдесят; я хотел переплыть пять морей – переплыл лишь одно… (А. Макаревич.) 2. Люблю Отчизну я, но странною любовью. (М. Лермонтов.) 3. Люблю грозу в начале мая. (Ф. Тютчев.) 4. Смерч погубил урожай. Не дай погибнуть, Боже! (К. Левашов.)
Упражнение 3.
Определите грамматическую основу в данных предложениях и охарактеризуйте интонацию предложений.
1. Вот взошла луна златая. (А. Пушкин.) 2. Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. (А. Блок.) 3. Весь мир – театр, и люди в нём – актёры. (В. Шекспир.) 4. Пусть заболею, пусть даже умру – вот тогда они не простят себе, что не подарили мне щенка. (А. Линдгрен.) 5. Мудрого не обманешь, глупого не переспоришь. (Пословица.) 6. А не посидеть ли нам за чаем? (А. Чехов.) 7. Нужно было помнить всё рассказанное Дениской, чтобы понять его логику. (Е. Носов.)
Упражнение 4.
Запишите предложения и выделите в них грамматические основы.
1. У меня сегодня радость: подарили мне щенка. (А. Барто.) 2. Возможно, папа и подарил бы мне щенка, но мама всегда была против. (А.Линдгрен.) 3. Это тебе не просто цветок, а малахитовый. (П. Бажов.) 4. Они запретили говорить о Карлсоне, но забыли запретить о нём думать, мечтать и ждать его возвращения. (А.Линдгрен.) 5. Я думаю, всё дело в отношении к нему Бетти. (А.Линдгрен.)
Упражнение 5.
Прочитайте текст. Спишите, расставляя знаки препинания, графически их объясните. Выделите в предложениях грамматические основы, укажите, чем выражены главные члены предложения.
Кто бы мог подумать что Григорий и этого задания не выполнит. С самого утра он ходил туда-сюда придумывал разные отговорки со скучным лицом принимался за дело. Сейчас бы улететь за тридевять земель подальше отсюда! – размышлял ленивец. – Пускай вон Сашка трудится! К полудню дело так и не двинулось с места и нам пришлось Гришке чтобы не отстать от остальных бригад. (Н. Носов.)
В каких предложениях, по вашему мнению, чётко выражена оценка говорящим высказывания с точки зрения реальности и возможности совершения действия.
Упражнение 6.
Укажите в тексте простые и сложные предложения. Аргументируйте.
Мелехов Григорий в январе 1917 года был произведен за боевые отличия в хорунжие, назначен во 2-й запасной полк взводным офицером.
В сентябре он, после того как перенес воспаление легких, получил отпуск; прожил дома полтора месяца, оправился после болезни окружную врачебную комиссию и вновь был послан в полк. После октябрьского переворота получил назначение на должность командира сотни. К этому времени можно приурочить и тот перелом в его настроениях, который произошел с ним вследствие происходивших вокруг событий и отчасти под влиянием знакомства с одним из офицеров полка – сотником Ефимом Извариным.
С Извариным Григорий познакомился в первый день приезда из отпуска, после постоянно сталкивался с ним на службе и вне службы и незаметно для себя подпадал под его влияние. (М. Шолохов. Тихий Дон.)
Упражнение 7.
Запишите предложения и определите их вид по структуре, наличию и количеству грамматических основ, по цели высказывания и эмоциональной окраске.
1) Ты с басом, Мишенька, садись против альта… (И. Крылов.) 2) Мы с вами попутчики, кажется? (М. Лермонтов.) 3) Уж за чем ты, заря алая, просыпалася? (М. Лермонтов.) 4) Пусть бежит в полях поземка белою змеею. (С. Маршак.) 5) В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами... (А. Пушкин.) 6) Как Днепр широк! Как даль ясна! (А. Сурков.) 7) Память моя, сотвори еще раз чудо, сними с души тревогу. (В. Астафьев.)
Объяснение:
- Это повелительное предложение с обращением. Вид по цели высказывания - побуждение к действию. Отсутствуют грамматические основы. Относительного разделяет предложение на две смысловые группы: "Ты с басом, Мишенька" и "садись против альта".
2. Мы с вами попутчики, кажется.
- Это утвердительное предложение. Вид по структуре - полные. Вид по цели высказывания - уточнение, сомнение. Грамматические основы: "Мы с вами попутчики" и "кажется".
3. Пусть бежит в полях позёмка белою змеёю.
- Это побудительное предложение. Вид по цели высказывания - разрешение или желание. Вид по структуре - сокращенные. Грамматические основы: "Пусть бежит в полях позёмка" и "белою змеёю".
4. В гранит оделася Нева, мосты повисли над водами...
- Это утвердительное предложение. Вид по структуре - полные. Вид по цели высказывания - описание. Грамматические основы: "В гранит оделась Нева" и "мосты повисли над водами".
5. Как Днепр широк! Как даль ясна!
- Это восклицательное предложение. Вид по структуре - сокращенные. Вид по цели высказывания - восхищение, удивление. Грамматические основы: "Как Днепр широк" и "Как даль ясна".
Графические знаки препинания:
- В первом предложении используется двоеточие (:), которое разделяет предложение на две смысловые группы.
- Во втором предложении используется запятая (,), которая отделяет придаточное предложение "кажется" от главного предложения.
- В третьем предложении нет знаков препинания.
- В четвертом предложении используется многоточие (...), которое обозначает незавершенность высказывания или паузу в речи.
- В пятом предложении также используется многоточие (...), которое обозначает незавершенность высказывания или паузу в речи.