Запишите предложения, расставьте знаки препинания. Устно объясните условия выбора знаков препинания. Образец: Любите книгу: она вам разобраться в пестрой паутине мыслей, она научит вас уважать человека. (причина, можно поставить союз – потому что)
1. Любите книгу она вам разобраться в пёстрой
путанице мыслей она научит вас уважать человека. 2. Степь весело пестреет цветами ярко желтеет дрок
скромно синеют колокольчики белеет целыми зарослями па-
хучая ромашка дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. 3. Однако пора спать уже без четверти шесть. 4. Лизавета Ивановна осталась одна она оставила работу наклонила голову над самой канвою. 5. Она(Лизавета Ивановна) отёрла заплаканные глаза и подняла их на Германна он сидел на окошке сложа руки и грозно нахмурясь. 6. Он (Германн) услышал незнакомую походку кто-то ходил шаркая туфлями.
- научный стиль
- художественный стиль
- публицистический стиль
- разговорный стиль
- официально-деловой стиль
Первый отрывок. Публицистический стиль.
Стилеобразующие черты:
1) Точность (достоверность) и документализм.
"Вчера над центральными районами области небывалой силы гроза" - указано время -- вчера.
2) Лаконичность (отсутствие тропов и стилистических фигур, образности).
"В ряде мест были повалены телеграфные столбы, порваны провода, с корнем вырваны столетние деревья...К этому прибавилось еще одно стихийное бедствие: ливневый дождь вызвал сильное наводнение" - перечисление событий без их преувеличения, без эмоций.
3) Доступность (прост для понимания, понятен всем, нет научных терминов).
4) Цель отрывка - донести информацию до населения, то есть жанр информационный - репортаж.
"Нанесен значительный ущерб" - факт.
"В двух деревнях возникли пожары в результате удара молнии" - факт и причина.
Второй текст. Художественный стиль.
Стилеобразующие черты:
1) Использование различных языковых средств.
"Он дул с черной тучи, неся с собой облака пыли и запах дождя и мокрой земли. Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее, звезды еще больше нахмурились" - присутствие тропов (эпитеты, олицетворение, метафора, сравнение).
2) Система художественных образов.
"Вдруг рванул ветер и со свистом понесся по степи, беспорядочно закружился и поднял с травою такой шум, что из-за него не было слышно ни грома, ни скрипа колес" - образ ветра
"Звезды еще больше нахмурились" - образ звёзд.
3) Цель текста - эстетически красиво описать происходящее.
"Лунный свет затуманился, стал как будто грязнее" - можно было написать: стало хуже видно, - но автор описал более развёрнуто, художественно.
Зима – это замечательная пора года. Ведь именно зимой наряжают елку, катаются на санках и лепят снежную бабу. Но есть еще один очень интересный момент, который я люблю больше всего – вид из окна. Я очень люблю садиться на большой подоконник в моей комнате с чашкой горячего чая, и смотреть на улицу. Все вокруг покрыто снегом. Только на дорогах виден асфальт. На противоположном доме с крыш и окон свисают сосульки. Снег забился во все щели. Все окна запотевшие. На некоторых наклеили бумажные снежинки. Все деревья давно голые без листьев, но теперь все веточки покрыты снегом. Те деревья, где веток больше, похожи на большое мороженое. Внизу ходят люди. Все замотаны в теплые куртки, шубы, шапки и шарфы. Никто не спешит, ведь ветра нет, так что можно спокойно полюбоваться природой. Возле дома собрались люди с лопатами, чтобы разгребать снег и сделать красивую тропинку. Солнышко ярко светит. Оно уже не греет, но его лучи падают на снег, и тот начинает искриться и сиять. Несколько голубей сидели на лавочке. Сейчас им нелегко, ведь все крошки, которые им накидали, засыпало снегом. А вот побежали дети играть в снежки. Они с удовольствием и оглушительным смехом падают в большие кучи снега, которые с таким трудом собирали дворники. Смотреть на все вокруг зимой очень приятно. Это действительно красивая пора.