Запишите слова, распределив их на 2 группы: 1 гр. - образованные от существительных, 2 гр. – образованные от глагола. Объяснить условия выбора Н-НН: в словах первой группы выделить основу, от которой образовалось слово, и суффиксы, в словах 2 группы указать полное или краткое, у полных вид, зависимое слово, приставку.
Например: ржАНой; совершеННый – полн, сов.в., мощеНый – полн., несов.в
Рожде(н/нн)ый революцией, беше(н/нн)о колотится, телефо(н/нн)ый разговор; кипячё(н/нн)ый чай, студенты озабоче(н/нн)ы зачётом, смоля(н/нн)ая бочка; бесцеремо(н/нн)ость, дитя румя(н/нн)о, таможе(н/нн)ый контроль; соловьи(н/нн)ые трели, полы(н/нн)ый запах, обтёса(н/нн)ое полено.
Хлеб
Он ежедневно приходит к нам — румяный, теплый, душистый, несравненный. А еще имеет много имен — баранку, булочку, батончик, рогалик, каравай, калач, пасху, пирог. И все-таки хлеб.
Если на столе нет хлеба — на нем чего-то не хватает. Самого главного. Потому что хлеб — то богатство, благосостояние. Люди ласково и уважительно говорят о нем: хлеб — батенька, хлеб — кормилец, хлеб — всему голова. Издревле народ наш более всего ценил хлеб, соль, честь.
Хлеб сопровождает нас всю жизнь — от рождения до глубокой старости. У всех народов он святой. Хлеб берегли, в его честь составляли гимны, хлебом встречали самых дорогих гостей. Хлеб бесценен. Ни работа, ни смерть, ни жизнь, ни свадьба — ничего в мире не обходится без хлеба. Он самый вкусный, он дороже золота, насущный и святой хлеб из нашего поля.
И, чтобы вспахать поле, тоже нужен хлеб. И, чтобы разбить врага. Чтобы победить и выстоять. Везде хлеб, хлеб, хлеб. А без него нет ни радости, ни праздника, ни самой жизни.
Человечество знает ужасные годы без хлеба, когда вымирали целые села и города, целые местности и страны, так что ни одной войне и ни одной армии и не снилось такое опустошение.
Знать цену хлебу, уметь его экономить, быть бережливыми и заботливыми хозяевами — это главные вопросы общества. Вот почему вопрос о хлебе остается у нас главным. Вот таким является он — хлеб. Его величество Хлеб. Так давайте относиться к нему всегда с почетом и уважением. Не жалеем дать ломоть хлеба голодному. Хлеб в мире — главнее всего, он — жизнь. И может, кто-то из моих ровесников станет кондитером или пекарем и будет даровать людям хлеб: Как едите вы караваи, Калачи вкусные едите, – Не забудьте уклониться Хлебоделу за это!
Центральной проблемой в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” является проблема личности, ее отношения к обществу и миру, ее обусловленности социально-историческими обстоятельствами и одновременно противостояния этим обстоятельствам. Все средства, все образы и сюжеты произведения служат одной цели – изображению и раскрытию характера и судьбы главного героя – Печорина, как героя особой исторической эпохи. В “Герое нашего времени”, как и в других произведениях поэта, почти нет однозначных образов, нет разделения на положительных и отрицательных персонажей.
Автор раскрывает весь внутренний мир действующих лиц, а этот мир часто бывает сложен и противоречив.
Наиболее ярко противоречивость и раздвоенность главного героя романа проявляются в сопоставлении его с Максимом Максимычем. Именно от этого простого армейского офицера, скромного и доброго человека неплохо разбираться в людях и предугадывать события, мы впервые узнаем о Печорине – человеке лет двадцати пяти: “он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький”. Максим Максимыч – добрый и отзывчивый, честный
и бескорыстный человек.
Он относится ко всем окружающим с симпатией и отеческой любовью, именно поэтому готов простить и “странности” Печорина, которого он не может до конца понять. Максим Максимыч сам признается, что не понимает всех тонкостей в объяснениях Печорина, что ответы молодого человека часто ставят в тупик. Странности замечает он и в поведении Печорина, который мог непогожий день выдержать на охоте, а простудиться от ветра из форточки; от стука ставня у себя в комнате вздрогнет и побледнеет, а один ходил на кабана; то молчит часами, то смешит так, что “животики надорвешь”. Максим Максимыч уверен, что есть люди, у которых на роду написано, что с ними должны случаться необыкновенные вещи.
Именно таков, по его мнению, Печорин. Трагическую судьбу героя, все происходящее с ним он приписывает предопределению свыше. Единственное, чего никак не может понять старый офицер, так это то, почему многие люди недовольны жизнью, скучают и мечутся. Сам Максим Максимыч не знает беспокойного стремления к истине, он не искушен в противоречиях жизни, не имеет больших жизненных притязаний.
Потому и душевные метания людей, подобных Печорину, объясняет лишь их “странностями”.
Максим Максимыч во многом осуждает Печорина. Из его рассказа мы узнаем, что герой Лермонтова – это индивидуалист, не считающийся с тем, как его поведение отразится на людях, которые встречаются на его пути. Это человек, играющий на слабостях и недостатках людей: Азамата, падкого на деньги, он заставляет украсть лучшего козла из отцовского стада; его страстное желание завладеть конем Казбича использовал для того, чтобы похитить красавицу Бэлу.
Старик пытается усовестить молодого человека, указать ему на то, что он сделал несчастной ни в чем не повинную девушку. Но Печорин не привык отступать от своих желаний. Объяснения героя совершенно обезоруживают Максима Максимыча.
Но даже в этом случае он готов в какой-то степени оправдать молодого человека. “Видно в детстве был маменькой избалован”, – замечает он.
Сам Печорин в душе сознает, что приносит окружающим только несчастья. Он раскаивается в том, что стал причиной гибели Бэлы; проявив холодность при встрече с Максимом Максимычем после долгой разлуки, он, словно извиняясь, обнял старика. Однако противоречия в его характере и в его сердце неискоренимы. Он и сам признается, что у него душа испорчена светом, что у него ненасытное сердце – “ему все мало”.
Объяснение: