зарания Прочитайте отрывок из повести Бауыржана Момышулы «История одной ночи»
(воспоминания о Герое Советского Союза Т.Тохтарове, погибшем в бою под
Москвой).
Мы молчим и думаем о Тулегене. Я хочу видеть героя, ищу его лицо среди тысячи
лиц бойцов нашего полка. Лица мелькают в моей памяти, но ни на одном из них я не могу
сосредоточиться. Я мучаюсь, что не запомнил его. Малик Габдуллин напоминает мне о
наших встречах с Тулегеном, но мне кажется, что я с ним никогда не встречался.
-Вот, товарищ командир, комсомольский билет и заявление Тулегена Тохтарова о
приеме его в партию…он подал его тогда, перед боем.
Я раскрываю с трепетом комсомольский билет Тулегена –это идейный паспорт
большинства нашей молодежи. Из нижнего угла книжки на меня смотрит открытое лицо
юноши с правильными чертами. Прямой и ясный взгляд… Какое тонкое и умное лицо у
этого рабочего парня!
Вот он какой! Я смотрю на эту карточку и вспоминаю январские дни, подмосковное
село Нахабино, помещение больницы, где мы распределяли по подразделениям новое
пополнение. Вот подходит к столу рослый юноша в аккуратно заправленной широкой
шинели. Старательно отпечатав несколько шагов по мерзлому полу, стукнув каблуками,
он останавливается по команде «смирно» и с достоинством представляется:
- Рядовой Тохтаров Тулеген!
- Кем хочешь быть?- спрашиваю его.
- Куда прикажете, туда и пойду, товарищ капитан, -бойко отвечает он.
- В автоматчики пойдешь?
- Есть в автоматчики.
… Я разворачиваю вчетверо сложенный лист, вырванный из тетради, и вслух читаю принять меня в ряды Коммунистической партии большевиков. Если меня убьют в
бою за Родину меня все равно считать большевиком.
Сын скотовода, сам рабочий, Тулеген Тохтаров».
1.Запишите ключевые слова/словосочетания.
2. Основной мыслью данного текста является:
А) встреча Бауыржана Момышулы с Тулегеном Тохтаровым
Б) воспоминания Бауыржана Момышулы о вступлении солдата в ряды партии
С) патриотизм и любовь к Родине солдата
Д) командирские качества Бауыржана Момышулы как полководца
3. Сформулируй заголовок к тексту, отражающий его идею .
Письмо и использование языковых единиц
Напишите творческую работу (рассуждение, повествование или описание),
представляя себя в ситуации того страшного времени или с позиции наших дней.
Опишите собственные ощущения, используя эмоционально окрашенную лексику,
эпитеты, сравнения, фразеологизмы и олицетворения.
Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.
Если после согласного в слове идет снова согласный, то в этом случае согласный будет твердым.
Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» – бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит.
А буквы «й»; «ч»; «щ» – бывают только мягкими по тому же признаку.
Теперь найдём мягкие согласные в словах:
Корабли – «л»;
пили – «п», «л»;
дом – нет мягкого согласного;
белка – «б»;
комета – «м»;
маяк – нет мягкого согласного;
лягушка – «л»
Если же после согласного стоят: и; е; ю; я; е, то эти согласные мягкие.
Если после согласного в слове идет снова согласный, то в этом случае согласный будет твердым.
Важно обратить внимание, что буквы «ж»; «ш»; «ц» – бывают только твердыми, не важно, какая гласная за ней стоит.
А буквы «й»; «ч»; «щ» – бывают только мягкими по тому же признаку.
Теперь найдём мягкие согласные в словах:
Корабли – «л»;
пили – «п», «л»;
дом – нет мягкого согласного;
белка – «б»;
комета – «м»;
маяк – нет мягкого согласного;
лягушка – «л»