Чтение текста (раздаточный материал). Подразумевается работа в группах.
Вспомните, как вы пользуетесь языком, с одной стороны, у себя дома, среди родных и знакомых, а с другой стороны - при выступлении с докладом на уроке или заседании какого-либо кружка.
В первом случае ваша речь характеризуется отсутствием предварительного обдумывания мыслей и заранее сделанного отбора языкового материала, непринуждённостью беседы. Широким использованием обиходно-бытовой лексики, употреблением грамматических форм и построений, нередко нарушающих литературные нормы: это разговорная речь.
Во втором случае вы чувствуете себя скованными, более внимательно подбираете слова и выражения по образцам, которые вам знакомы из чтения художественной литературы, строже следите за соблюдением правильного произношения и ударения: это книжная речь.
Получаются как бы два языка в пределах одного национального языка, хотя, конечно, до разрыва между разговорной и книжной речью дело не доходит, тем более что между книжными и разговорными элементами находится значительный нейтральный слой.
Черные мысли,вызванные неприятностями в семье,не оставляли меня.Успокоенный класс продолжал работу.Ласковы лучи заходящего солнца легли на нераскрытое письмо.На запыленных полках стоял поблекший хрусталь.Осень каплет золоченной листвой на землю.В его не успокоенной груди все еще бушевали страсти.В стране,несмотря на затянувшийся кризис ,еще сохраняется нормальное хозяйственное кровоснабжение.Старинный фарфор,собранный еще моей бабушкой-главная ценность нашей семьи.Потрепанный Лермонтов и совсем новенький ,напечатанный на глянцевой бумаге Тургенев лежали на краю стола.Заходящее солнце лучами не освещенные днем уголки комнаты.Рюмка заменила ему и нельстивые слова преданной жены ,и не затихающую ни на минуту возню детей.
Чтение текста (раздаточный материал). Подразумевается работа в группах.
Вспомните, как вы пользуетесь языком, с одной стороны, у себя дома, среди родных и знакомых, а с другой стороны - при выступлении с докладом на уроке или заседании какого-либо кружка.
В первом случае ваша речь характеризуется отсутствием предварительного обдумывания мыслей и заранее сделанного отбора языкового материала, непринуждённостью беседы. Широким использованием обиходно-бытовой лексики, употреблением грамматических форм и построений, нередко нарушающих литературные нормы: это разговорная речь.
Во втором случае вы чувствуете себя скованными, более внимательно подбираете слова и выражения по образцам, которые вам знакомы из чтения художественной литературы, строже следите за соблюдением правильного произношения и ударения: это книжная речь.
Получаются как бы два языка в пределах одного национального языка, хотя, конечно, до разрыва между разговорной и книжной речью дело не доходит, тем более что между книжными и разговорными элементами находится значительный нейтральный слой.
Д.Розенталь