Здравствуйте, ребята! - Запишите тему урока «Употребление числительных». Сегодня на уроке мы с вами вспомним правила правописания числительных и потренируемся без ошибок их употреблять. Я уверена, что мы сможем обобщить все знания, полученные вами на предыдущих уроках по этой теме.
- Ребята, числительные чаще всего записывают цифрами, поэтому при чтении текста нередко допускаются ошибки: числительные неверно склоняются.
- Назовите разряды числительных по строению.
- Простые и составные.
- Какие числительные называются простыми? Какие - составными?
- Простые – состоящие из одного слова, а составные – из двух и более слов.
- Приведите пример простых и составных числительных из текста.
- Какие существуют разряды числительных по значению и грамматическим особенностям?
- Количественные и порядковые.
- Приведите пример количественных и порядковых числительных из текста
- Назовите разряды количественных числительных?
- Целые, дробные и собирательные.
- 1)Числительные 40, 90, 100 —имеют две формы: И.п. и В.п. – сорок, девяносто, сто, в остальных падежах – сорока, девяноста, ста.
2) У сложных числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части.
3) У составного целого количественного числительного склоняются все слова, из которых оно состоит
4) Числительные полтора и полтораста имеют две формы: И.п. и В.п. – полтора, полтораста, в остальных падежах – полутора, полутораста.
5) В дробных числительных первая часть склоняется как количественное числительное, а вторая часть – как порядковое числительное.
Ь на конце и в середине числительных
От 50 до 80, от 500 до 900 – Ь в середине
От 5 до 20 и 30 – в Р.п, Д.п и П.п на конце И
Одиннадцать, миллион, миллиард
Порядковые числительные на –сотый, - тысячный, - миллионный, -миллиардный – слитно
в названии знаменательных дат числительное пишется с прописной буквы, если оно не записано цифрой. В этом случае с прописной буквы пишется следующее за ним слово.
- Как мы смогли убедиться, числительное – рекордсмен по количеству допускаемых при его употреблении ошибок. Ошибки допущены и в следующих предложениях. Наша с вами задача – увидеть эти ошибки и исправить их, выбрав правильную форму числительных.
-Исправьте и запишите в соответствии с нормами употребления
1.Двое певиц (Две певицы)
2. Взять обоими руками (обеими)
3. Прочитал около полтораста страниц (полутораста)
4. Около пятиста лет.(пятисот)
5. Гордимся шестидесяти пяти рекордами. (шестьюдесятью)
6. В городе около восемьсот уличных часов. (восьмисот)
7. Посёлок расположен в шестьсот метрах от леса. (шестистах)
Проект «Числительные в нашей жизни»
- А сейчас я хочу предложить вам подготовить проект «Числительные в нашей жизни».
Гипотеза: «Так как числительное появилось позже, чем другие части речи, то без него можно обойтись хотя бы один день»
Представьте, что вы оказались в этих ситуациях, но вы участвуете в акции «Один день без числительных» (вам нельзя употреблять числительные)
Сделайте вывод, возможно ли один день прожить без числительных.
Успехов!
На картине явно раннее утро и вчера, ложась спать, дети видели только грязный, темный и унылый двор. А за ночь все успело замести снегом: и улицу, и дома в глубине картины и одиноко стоящую у дома березку. Все покрыто белоснежным искрящимся ковром. Перед березой в снегу ходит ворона, и даже птица явно рада, что наконец-то пошел снег. Картина выполнена в холодных бело-голубых с серым тонах и только одно на ней теплое пятнышко – девочкино бежевое пальтишко и платок.