Здравствуйте с русским Тема Синтаксические нормы: употребление обособленных членов предложения
Расставьте знаки препинания
I. Обособление согласованных определений
1. Солнце освещало вершины лип пожелтевших под свежим дыханием осени.
2. Ветер холодный и пронизывающий засвистал на корме.
3. Уставшая она опустила на колени руки красные от студеной воды и посмотрела на меня долгим взглядом грустным и нежным.
4. Предупрежденный об опасности разведчик сумел уйти от преследования.
II. Обособление приложений
1. Атаман стал отыскивать в траве свою люльку с табаком неотлучную спутницу на море и на суше.
2. Награждается Петров Иван ученик 8 класса за победу в олимпиаде.
3. Я вырос в сумрачных стенах душой дитя судьбой монах.
4. Упрямец во всем мой друг упорно стремился к своей цели.
III . Обособление обстоятельств
1. Ворча и оглядываясь Каштанка предчувствуя неприятную встречу вошла в комнату.
2. Несмотря на уговоры люди не торопились расходиться по домам.
3. На уроке технологии ребята работали не покладая рук.
IV. Обособление уточняющих членов предложения
1. В марте во время каникул мы поедем на экскурсию в Белоруссию.
2. Маленький домик стоял на горе на самом краю города.
3. Всех жителей Жулебина кроме маленьких детей пригласили участвовать в велопробеге.
V. Конструирование предложений. Собрать «рассыпавшиеся» предложения:
1. Половодья, весной, с, сейчас, опасением, мы, ранней, ждем.
2. Туман, над, поднялся, в, лугом, низине.
3. Языки, например, не, склонения, имеют, некоторые, английский.
4. Изучаем, то есть, мы, предложении, науку, о, словосочетании, и, синтаксис.
VI. Дополнительное задание: исправить грамматические ошибки в предложениях с обособленными членами
1.Образец: Выступившие старшеклассники на нашем собрании рассказали о жизни школы.- Выступавшие старшеклассники на нашем собрании рассказали о жизни школы.
2. Это была молодежь нашей страны, испытанные в огне войны.
3. Во время экскурсии, которую организовали родители, которые давно обещали это сделать, мы узнали много нового.
4. Увлекающий чтением человек вызывает уважение окружающих.
5. Узнав его достаточно хорошо, наша дружба окрепла.
Заранее
Книга – верный, бескорыстный и наиболее сведущий друг. Она самый терпеливый учитель, (1)|готовый десятки раз повторять недоступную сразу мысль|, прежде чем её освоит неопытный или ленивый разум. Не всякая пачка исписанной второпях бумаги достойна стать книгой. Люди бывают пристрастны, бесчестны, несовершенны в своих увлечениях, и опять только книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие. Старшее поколение, (2)|вручая своей юной смене страну, мир и вечные идеи справедливости на Земле|, оставляет ей единственное, наиболее полное завещание – (3)|книгу|. Поэтому любите книгу, храните её выше всякого другого достояния. Учитесь у старших преданности книге, знанию. Пусть каждый образованный и знающий человек не времени и досуга, чтобы разъяснить всё это тем, кто не умеет пока пользоваться книгой.
Обособленные члены предложения:
1 – согласованное распространенное определение, выраженное прилагательным с зависимыми словами, после определяемого слова |~~~|
2 – обстоятельство образа действия, выраженное деепричастным оборотом |_._._|
3 – нераспространенное приложение после определяемого слова, стоящее в конце предложения |~~~|
*** Обособленные члены предложения выделены жирным шрифтом.
Обозначить указанные границы и подчеркнуть соответственно.
Проходит батя и видит что его еда на полу, взял мальчишку за шкирку и ведёт его в другую комнату. Собака начинает гавкать! Мужик сжалился над проказником, отпустил его и сказал: Чтобы весь пол был чист, и приготовь мне обед тогда и прощу!
Дети слушайте родителей, и задумайтесь о будущем!