Обучающийся - владеет устной и письменной речью на русском языке, использует речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо) для получения, отбора, обработки и передачи необходимой информации соответственно намеченным целям или для разрешения проблем; - творчески выражает свои мысли, идеи в устной и письменной форме, соответственно заданному контексту; - использует коммуникативные навыки для общения в разных жизненных ситуациях, выражая свое эмоционально ценностное отношение к окружающей действительности; - использует язык как инструмент познания окружающей действительности и средство для обоснования своей позиции при разрешении различных проблем в соответствии с нормами устной и письменной речи;
Тестовая спецификация содержит описание суммативного оценивания за четверть по предмету «Русский язык» (первый язык) в 10 классе СОШ ОГН
4. Уровни мыслительных навыков по предмету «русский язык» 10 класс
Виды речевой деятельности (для языковых предметов) Уровень мыслител ьных навыков Описание Рекомендуем ый тип заданий
Рекомендуемое Дополне ние
Слушание и Говорение Понимать и воспринимать содержание разнообразных Для проверки уровня
3
Знание и понимание Навыки высокого порядка источников информации и типов текста с применением различных стратегий для слушания в соответствии с уровнем и предметом обучения согласно описанию, данному в учебной программе. Устно выражать мысли, идеи, поддерживать беседу на различные темы, согласно описанию в учебной программе. рекомендуется использовать задания, требующие краткого ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа (РО).
Чтение Понимать содержание разнообразных текстов с использованием различных стратегий чтения, согласно описанию в учебной программе. Для проверки уровня рекомендуется использовать задания с множественны м выбором ответов (МВО) и/или задания, требующие краткого ответа (КО).
Письмо Создавать различные письменные тексты по широкому кругу тем согласно описанию в учебной программе. Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие краткого ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа (РО).
В 10 классе все указанные выше навыки являются одинаково важными для учащихся, изучающих русский язык.
5. Проведение суммативного оценивания за четверть в разрезе четвертей
В период проведения внутреннего суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в вашем кабинете, такие как диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом СОЧ зачитайте инструкцию и сообщите учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните учащимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения теста. Когда вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все учащиеся поняли и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем начать тест.
Удостоверьтесь, что учащиеся работают индивидуально и самостоятельно во время всего теста, что у них нет доступа к дополнительным ресурсам, которые могут при выполнении теста, например, словари или справочная литература (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
4
Рекомендуйте учащимся зачеркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
Отвечайте на вопросы учащихся в процессе выполнения теста, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за учащихся с правописанием, перефразировать вопросы и предоставлять любую информацию, которая может предоставить несправедливое преимущество.
Сообщайте учащимся, когда остается 5 минут до завершения СОЧ.
При завершении СОЧ попросите учащихся прекратить работу и немедленно положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление
Все учителя используют одинаковую версию схемы выставления . В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления .
5
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ЧЕТВЕРТЬ Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
Продолжительность - 40 минут Слушание и говорение - 10 минут (навык СГ проверяется отдельно)
Чтение 20 минут Письмо 20 минут Количество : 40
Типы заданий:
КО - задания, требующие краткого ответа;
РО - задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 3 заданий, требующих краткого и развернутого ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова, предложения или 2-3 предложений, обучающийся должен не только правильно ответить на вопрос, но и объяснить, аргументировать свой ответ.
В вопросах, требующих развернутого ответа, задание может содержать несколько структурных частей/ вопросов.
Казахский народ имеет богатую культуру, в которой важнейшее место занимают национальные обычаи и традиции казахского народа. В них содержится вся вековая мудрость предков, их наказы, касающиеся буквально всех сторон и этапов нашей жизни: от рождения и до смерти. Здесь мы расскажем о самых популярных обычаях, традициях казахского народа, связанных с важными событиями в семье: рождение ребенка, свадьба. Казахские обычаи и традиции: шилдехана, бесик той, қырқынан шығару, тусау кесу, ат қою, сундетке отырғызу, жеті ата, құда тусу, келін түсіру, қыз ұзату и т.д.
Из поколения в поколение бережно передаются обычаи и традиции народа Казахстана – ведь именно они являются настоящим сокровищем нации. Поэтому так важно сохранить их и передать своим детям. Каждый ритуал имеет глубокий смысл и должен выполняться в определенное время, по определенному поводу и по определенным правилам – так, как это была заведено издавна. Сегодня мы расскажем о самых главных казахских обрядах.
КАЗАХСКИЕ ТРАДИЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ РЕБЕНКА
Рождение ребенка – это всегда счастье. И неудивительно, что с таким важным событием у казахов связано множество традиций и обрядов.
Шільдехана (Шилдехана) – это самый первый обряд, который связан с рождением ребенка. В давние времена, как только малыш появлялся на свет, ко всем родственникам и друзьям посылали гонцов – чтобы сообщить всем радостную весть. Получив известие, все близкие и знакомые собирались на «шілдехана той». Гости поздравляли родителей и новорожденного, приносили малышу первые подарки, а вечером собирались за праздничным дастарханом, пели песни и играли на домбре – по древнему поверью, таким образом гости отгоняли злых духов и охраняли ребенка.
Не остается без внимания и роженица. Специально для нее в первый же день после выписки из роддома проводится обряд «қалжа» – ритуальное угощение матери новорожденного. В обязательное меню входят бульон и вареная молодая баранина – для быстрого восстановления сил после родов.
Бесік той (Бесікке салу рәсімі). Как правило, на 3-ий день после рождения малыша впервые укладывали в колыбель. Главная роль в проведении соответствующего ритуала отводится бабушке: вначале она окуривает колыбель травами (чтобы отогнать злых духов и хвори), затем пеленает ребенка, перевязывает его специальными лентами, укладывает в бесик и накрывает 7 вещами, среди которых обязательно были шуба и шапан, уздечка и камча (для мальчика), для девочки отрез ткани, платки, а присутствующим малышам раздают сладости, как подарок от новорождённого.
Қырқынан шығару (Кыркынан шыгару) - «40 дней ребенку». По древнему казахскому обычаю, до сорокового дня новорожденного никому не показывают, не стригут ему ногти и волосы – считается, что в это время ребенок еще очень слаб и не защищен от злых сил. А вот через 40 дней после рождения его «официально» представляют собравшимся на торжество. Кроме того, в «программу» входит ритуальное купание малыша и первое обрезание ногтей и волос. И, конечно же, одаривание виновника торжества и участниц ритуала, а также праздничная трапеза.
Ат қою (Ат кою) - наречение. По истечению 40 дней с момента рождения наши предки давали ребенку имя. Как правило, делали это не сами родители, а почетный аксакал или мулла. Имя трижды сообщалось малышу на ушко и при этом читая строчки из корана. Старейшина, проводивший ритуал получает подарки от семьи.
Тұсау кесу (Тусау кесу) - разрезание пут. Проводится этот обряд тогда, когда ребенок начинает ходить. Малышу обвязывают ножки черно-белыми «путами» (чтобы отогнать злых духов) и ставят на белую дорогу (скатерть или полосу белой ткани). Бабушка или дедушка со счастливой судьбой ножом разрезают путы на ножках - чтобы ребенок хорошо ходил, твердо стоял на ногах и уверенно шел по жизни - белая дорожка, по которой потом проводили малыша, символизирует светлый жизненный путь. В конце дорожки клали разные предметы, например, деньги, книгу, домбру и т.д. По традиции считалось, что какой предмет приглянется ребенку, какой предмет малыш выберет – его будущее будет связано с этой сферой деятельности, например, домбра – искусство, деньги – сфера финансов, книга – наука и т.д.
Сүндетке отырғызу (Сундет той). «Сундет» – это важная религиозная традиция казахского народа, событие, которое символизирует не только взросление мальчика, но и его присоединение к мусульманской общине.
Обряд обрезания проводится в 3, 5 или 7 лет. Раньше процедуру обрезания проводил мулла, а сейчас обрезание проводят в медицинском учреждении. Как и все значимые события, обряд сопровождается пышным празднованием, на которое приглашают всех близких и родных, которые несут значимые, дорогие подарки на это мероприятие.
Рекомендуемое Дополнение
Обучающийся - владеет устной и письменной речью на русском языке, использует речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо) для получения, отбора, обработки и передачи необходимой информации соответственно намеченным целям или для разрешения проблем; - творчески выражает свои мысли, идеи в устной и письменной форме, соответственно заданному контексту; - использует коммуникативные навыки для общения в разных жизненных ситуациях, выражая свое эмоционально ценностное отношение к окружающей действительности; - использует язык как инструмент познания окружающей действительности и средство для обоснования своей позиции при разрешении различных проблем в соответствии с нормами устной и письменной речи;
Тестовая спецификация содержит описание суммативного оценивания за четверть по предмету «Русский язык» (первый язык) в 10 классе СОШ ОГН
4. Уровни мыслительных навыков по предмету «русский язык» 10 класс
Виды речевой деятельности (для языковых предметов) Уровень мыслител ьных навыков Описание Рекомендуем ый тип заданий
Рекомендуемое Дополне ние
Слушание и Говорение Понимать и воспринимать содержание разнообразных Для проверки уровня
3
Знание и понимание Навыки высокого порядка источников информации и типов текста с применением различных стратегий для слушания в соответствии с уровнем и предметом обучения согласно описанию, данному в учебной программе. Устно выражать мысли, идеи, поддерживать беседу на различные темы, согласно описанию в учебной программе. рекомендуется использовать задания, требующие краткого ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа (РО).
Чтение Понимать содержание разнообразных текстов с использованием различных стратегий чтения, согласно описанию в учебной программе. Для проверки уровня рекомендуется использовать задания с множественны м выбором ответов (МВО) и/или задания, требующие краткого ответа (КО).
Письмо Создавать различные письменные тексты по широкому кругу тем согласно описанию в учебной программе. Для проверки уровня рекомендуется использовать задания, требующие краткого ответа (КО) и/или задания, требующие развернутого ответа (РО).
В 10 классе все указанные выше навыки являются одинаково важными для учащихся, изучающих русский язык.
5. Проведение суммативного оценивания за четверть в разрезе четвертей
В период проведения внутреннего суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в вашем кабинете, такие как диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.
Перед началом СОЧ зачитайте инструкцию и сообщите учащимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните учащимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения теста. Когда вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все учащиеся поняли и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем начать тест.
Удостоверьтесь, что учащиеся работают индивидуально и самостоятельно во время всего теста, что у них нет доступа к дополнительным ресурсам, которые могут при выполнении теста, например, словари или справочная литература (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).
4
Рекомендуйте учащимся зачеркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.
Отвечайте на вопросы учащихся в процессе выполнения теста, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за учащихся с правописанием, перефразировать вопросы и предоставлять любую информацию, которая может предоставить несправедливое преимущество.
Сообщайте учащимся, когда остается 5 минут до завершения СОЧ.
При завершении СОЧ попросите учащихся прекратить работу и немедленно положить свои ручки/ карандаши на парту.
6. Модерация и выставление
Все учителя используют одинаковую версию схемы выставления . В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления .
5
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА ЧЕТВЕРТЬ Обзор суммативного оценивания за 1 четверть
Продолжительность - 40 минут Слушание и говорение - 10 минут (навык СГ проверяется отдельно)
Чтение 20 минут Письмо 20 минут Количество : 40
Типы заданий:
КО - задания, требующие краткого ответа;
РО - задания, требующие развернутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из 3 заданий, требующих краткого и развернутого ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова, предложения или 2-3 предложений, обучающийся должен не только правильно ответить на вопрос, но и объяснить, аргументировать свой ответ.
В вопросах, требующих развернутого ответа, задание может содержать несколько структурных частей/ вопросов.
6
Характеристика заданий суммативного оценивания
Традиции и обычаи казахского народа
Казахский народ имеет богатую культуру, в которой важнейшее место занимают национальные обычаи и традиции казахского народа. В них содержится вся вековая мудрость предков, их наказы, касающиеся буквально всех сторон и этапов нашей жизни: от рождения и до смерти. Здесь мы расскажем о самых популярных обычаях, традициях казахского народа, связанных с важными событиями в семье: рождение ребенка, свадьба. Казахские обычаи и традиции: шилдехана, бесик той, қырқынан шығару, тусау кесу, ат қою, сундетке отырғызу, жеті ата, құда тусу, келін түсіру, қыз ұзату и т.д.
Из поколения в поколение бережно передаются обычаи и традиции народа Казахстана – ведь именно они являются настоящим сокровищем нации. Поэтому так важно сохранить их и передать своим детям. Каждый ритуал имеет глубокий смысл и должен выполняться в определенное время, по определенному поводу и по определенным правилам – так, как это была заведено издавна. Сегодня мы расскажем о самых главных казахских обрядах.
КАЗАХСКИЕ ТРАДИЦИИ, СВЯЗАННЫЕ С РОЖДЕНИЕМ РЕБЕНКА
Рождение ребенка – это всегда счастье. И неудивительно, что с таким важным событием у казахов связано множество традиций и обрядов.
Шільдехана (Шилдехана) – это самый первый обряд, который связан с рождением ребенка. В давние времена, как только малыш появлялся на свет, ко всем родственникам и друзьям посылали гонцов – чтобы сообщить всем радостную весть. Получив известие, все близкие и знакомые собирались на «шілдехана той». Гости поздравляли родителей и новорожденного, приносили малышу первые подарки, а вечером собирались за праздничным дастарханом, пели песни и играли на домбре – по древнему поверью, таким образом гости отгоняли злых духов и охраняли ребенка.
Не остается без внимания и роженица. Специально для нее в первый же день после выписки из роддома проводится обряд «қалжа» – ритуальное угощение матери новорожденного. В обязательное меню входят бульон и вареная молодая баранина – для быстрого восстановления сил после родов.
Бесік той (Бесікке салу рәсімі). Как правило, на 3-ий день после рождения малыша впервые укладывали в колыбель. Главная роль в проведении соответствующего ритуала отводится бабушке: вначале она окуривает колыбель травами (чтобы отогнать злых духов и хвори), затем пеленает ребенка, перевязывает его специальными лентами, укладывает в бесик и накрывает 7 вещами, среди которых обязательно были шуба и шапан, уздечка и камча (для мальчика), для девочки отрез ткани, платки, а присутствующим малышам раздают сладости, как подарок от новорождённого.
Қырқынан шығару (Кыркынан шыгару) - «40 дней ребенку». По древнему казахскому обычаю, до сорокового дня новорожденного никому не показывают, не стригут ему ногти и волосы – считается, что в это время ребенок еще очень слаб и не защищен от злых сил. А вот через 40 дней после рождения его «официально» представляют собравшимся на торжество. Кроме того, в «программу» входит ритуальное купание малыша и первое обрезание ногтей и волос. И, конечно же, одаривание виновника торжества и участниц ритуала, а также праздничная трапеза.
Ат қою (Ат кою) - наречение. По истечению 40 дней с момента рождения наши предки давали ребенку имя. Как правило, делали это не сами родители, а почетный аксакал или мулла. Имя трижды сообщалось малышу на ушко и при этом читая строчки из корана. Старейшина, проводивший ритуал получает подарки от семьи.
Тұсау кесу (Тусау кесу) - разрезание пут. Проводится этот обряд тогда, когда ребенок начинает ходить. Малышу обвязывают ножки черно-белыми «путами» (чтобы отогнать злых духов) и ставят на белую дорогу (скатерть или полосу белой ткани). Бабушка или дедушка со счастливой судьбой ножом разрезают путы на ножках - чтобы ребенок хорошо ходил, твердо стоял на ногах и уверенно шел по жизни - белая дорожка, по которой потом проводили малыша, символизирует светлый жизненный путь. В конце дорожки клали разные предметы, например, деньги, книгу, домбру и т.д. По традиции считалось, что какой предмет приглянется ребенку, какой предмет малыш выберет – его будущее будет связано с этой сферой деятельности, например, домбра – искусство, деньги – сфера финансов, книга – наука и т.д.
©http://zhasatyrau.kz
Сүндетке отырғызу (Сундет той). «Сундет» – это важная религиозная традиция казахского народа, событие, которое символизирует не только взросление мальчика, но и его присоединение к мусульманской общине.
Обряд обрезания проводится в 3, 5 или 7 лет. Раньше процедуру обрезания проводил мулла, а сейчас обрезание проводят в медицинском учреждении. Как и все значимые события, обряд сопровождается пышным празднованием, на которое приглашают всех близких и родных, которые несут значимые, дорогие подарки на это мероприятие.