Наименование места происхождения товара — название географического объекта, указывающее на место его происхождения. Используется оно для обозначения такого товара, особые свойства которого определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и/или человеческими факторами («гжель», «хохлома», «мейсенский фарфор», «брюссельские кружева», «мадера», «чешское стекло»). К природным условиям обычно относят особенности климата, конфигурацию и расположение местности, состав почвы, воды и т. п., а к человеческим факторам — профессиональные традиции, опыт, секреты производства, передаваемые из поколения в поколение. Связь товара с конкретным географическим объектом исключает возможность переноса его производства на другую территорию. Известно, что полной неудачей закончилась попытка изготавливать знаменитое «цимлянское игристое», родиной которого является донская земля, в Крыму, Армении и Грузии.
Правовое содержание понятия «товарный знак» значительно отличается от географического указания, включающего НМПТ. Оно всегда указывает на конкретную местность и может рассматриваться как средство индивидуализации товаров, происходящих из разных мест. Товарный знак же всегда указывает на конкретного производителя и служит средством различения однородных товаров, выпускаемых разными производителями.
В чем же собственно состоит притягательная сила НМПТ по сравнению с такими маркировочными средствами, как указание происхождения или товарный знак? Положительная реакция потребителя обусловлена правовым феноменом НМПТ: понятие указывает на наличие в сопровождаемом товаре обязательных особых свойств. Для товарного знака условие качества — вопрос не правовой, а исключительно экономический. Качество может быть удостоверено наличием (или отсутствием) рыночного спроса на товар.
Итак, продукция, сопровождаемая НМПТ, зачастую уникальна и может быть отнесена к объектам материальной и духовной культуры. Именно поэтому в Патентное ведомство Российской Федерации (Роспатент) заявок на регистрацию и предоставление права пользования НМПТ поступает немного. С 1992 года в Роспатент выступило более 250 таких заявок, зарегистрировано 50 и выдано 70 свидетельств, право пользования этим объектом. Названные цифры говорят отнюдь не об отсутствии интереса к НМПТ, а об его ценности и малочисленности.
Международная практика подтверждает этот факт. За 3
В историю Великой Отечественной войны, к примеру, золотыми буквами вписано имя Ивана Никитовича Кожедуба – одного из самых прославленных летчиков-асов советских военно-воздушных сил. Трижды Герой Советского Союза (1944, 1944, 1945), Иван Кожедуб одержал 64 воздушные победы во время Великой Отечественной войны. Это был самый впечатляющий результат в авиации антигитлеровской коалиции. А родился Иван Кожедуб в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии в 1920 году. Это значит, что на момент получения высших наград СССР ему было 24 и 25 лет соответственно.
Выходец из семьи обычного украинского крестьянина, по совместительству бывшего церковным старостой, Иван Кожедуб, как и многие его ровесники – советские парни, увлекся авиацией еще в подростковом возрасте. В 1934 году он поступил в Шосткинский химико-технологический техникум и тогда же стал заниматься в местном аэроклубе. Дальше был призыв в Красную Армию в начале 1940 года, окончание в том же году Чугуевской военной авиационной школы летчиков и служба в военной авиации.
За годы войны Иван Кожедуб превратился в одного из опытнейших советских военных летчиков. Достаточно сказать, что со звания старшего сержанта он дослужился до майора, с должности летчика до заместителя командира полка. Удача буквально улыбалась Ивану Никитовичу. Его ни разу за всю войну так и не сбили, хотя он совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев. Война не закончилась для Кожедуба и после победы над Германией. Так, во время войны в Корее в 1951-1952 гг. он командовал 324-й истребительной авиационной дивизией. Летчики дивизии одержали 216 воздушных побед, а потеряли за все время боевых действий лишь 27 машин и 9 пилотов.
Правовое содержание понятия «товарный знак» значительно отличается от географического указания, включающего НМПТ. Оно всегда указывает на конкретную местность и может рассматриваться как средство индивидуализации товаров, происходящих из разных мест. Товарный знак же всегда указывает на конкретного производителя и служит средством различения однородных товаров, выпускаемых разными производителями.
В чем же собственно состоит притягательная сила НМПТ по сравнению с такими маркировочными средствами, как указание происхождения или товарный знак? Положительная реакция потребителя обусловлена правовым феноменом НМПТ: понятие указывает на наличие в сопровождаемом товаре обязательных особых свойств. Для товарного знака условие качества — вопрос не правовой, а исключительно экономический. Качество может быть удостоверено наличием (или отсутствием) рыночного спроса на товар.
Итак, продукция, сопровождаемая НМПТ, зачастую уникальна и может быть отнесена к объектам материальной и духовной культуры. Именно поэтому в Патентное ведомство Российской Федерации (Роспатент) заявок на регистрацию и предоставление права пользования НМПТ поступает немного. С 1992 года в Роспатент выступило более 250 таких заявок, зарегистрировано 50 и выдано 70 свидетельств, право пользования этим объектом. Названные цифры говорят отнюдь не об отсутствии интереса к НМПТ, а об его ценности и малочисленности.
Международная практика подтверждает этот факт. За 3
В историю Великой Отечественной войны, к примеру, золотыми буквами вписано имя Ивана Никитовича Кожедуба – одного из самых прославленных летчиков-асов советских военно-воздушных сил. Трижды Герой Советского Союза (1944, 1944, 1945), Иван Кожедуб одержал 64 воздушные победы во время Великой Отечественной войны. Это был самый впечатляющий результат в авиации антигитлеровской коалиции. А родился Иван Кожедуб в селе Ображиевка Глуховского уезда Черниговской губернии в 1920 году. Это значит, что на момент получения высших наград СССР ему было 24 и 25 лет соответственно.
Выходец из семьи обычного украинского крестьянина, по совместительству бывшего церковным старостой, Иван Кожедуб, как и многие его ровесники – советские парни, увлекся авиацией еще в подростковом возрасте. В 1934 году он поступил в Шосткинский химико-технологический техникум и тогда же стал заниматься в местном аэроклубе. Дальше был призыв в Красную Армию в начале 1940 года, окончание в том же году Чугуевской военной авиационной школы летчиков и служба в военной авиации.
За годы войны Иван Кожедуб превратился в одного из опытнейших советских военных летчиков. Достаточно сказать, что со звания старшего сержанта он дослужился до майора, с должности летчика до заместителя командира полка. Удача буквально улыбалась Ивану Никитовичу. Его ни разу за всю войну так и не сбили, хотя он совершил 330 боевых вылетов, провел 120 воздушных боев. Война не закончилась для Кожедуба и после победы над Германией. Так, во время войны в Корее в 1951-1952 гг. он командовал 324-й истребительной авиационной дивизией. Летчики дивизии одержали 216 воздушных побед, а потеряли за все время боевых действий лишь 27 машин и 9 пилотов.