Когда Иван Карпенко-Карый писал комедию «Сто тысяч», он ставил цель подвергнуть сатире те отрицательные явления, которые бытовали в 80-90 годах XVIII столетия. Сельские богатеи всячески старались приумножить свои богатства. Часто погоня за деньгами становилась самоцелью, деньги вытесняли из жизни человека такие понятия, как честь имораль. И тогда появлялись такие фигуры, как Герасим Никодимович Мошна - главный герой комедии «Сто тысяч». Мошна - зажиточный крестьянин, который уже имеет 200 десятин земли, тем не менее, все свои силы направляет на то, чтобы увеличить свои владения. Он мечтает: «едешь день - чья земля? Калитчина! Едешь два - чья земля? Калитчина! Едешь три - чья земля? Калитчина! Дыхание спирает». Но для закупки земли необходимы деньги.
Для того, чтобы выкупить 250 десятин земли у соседнего помещика Смоквинова, Мошна решает пойти на рискованный шаг: приобрести 100 тысяч фальшивых карбованцев. Таким образом, Иван Карпенко-Карый изображает человека, который ради богатства готов пойти напреступление. Писатель выразительно противопоставил двух героев: романтика - кладоискателя Бонавентуру и, собственно, самого Мошну. Вот пример: копач относится к деньгам не как к источнику счастья. В больших деньгах он видит лишь возможность материально обеспечить себя и своих родных. Копач рассказывает о своем увлечении так: «Ищите и найдете! Сегодня нет, завтра нет, послезавтра - миллион!.. Выкопаем - все пополам. Хватит и тебе, и мне, и нашим детям, и внукам на все века...». Вместе с тем, Герасим Мошна относится к материальному благосостоянию по-иному: «Ох, земелька, святая земелька, Божья ты дочечка... Как радостно тебя сгребать вместе, в одни руки... Приобретал бы тебя без счета. Легко по собственной земле ходит.
Глянешь глазом вокруг - все твое: там стадо пасется, там пашут, а здесь зазеленевшая уже пшеница и колосится рожь: и все то деньги, деньги, деньги...». Сына Романа он хочет женить на дочери большого землевладельца Пузыря, надеясь получить значительное приданое: «Не нужно мне ни доброго хлеба, ни доброго борща, так как чем лучше испечет, чем вкуснее сварит, тем больше рабочие съедят... Мне нужно невестку с приданым, с деньгами...». Таким образом, на алтарь своей жадности Мошна готов положить не только свои силы и жизнь, но и будущее собственного сына. Его скупость переходит все границы. Он спекулирует даже религиозными понятиями и принципами. У рабочего он забирает половину буханки, дескать, «грех в воскресенье завтракать». Когда женщина собирается ехать в церковь, не дает ей коней. Его настоящая «философия» шита белыми нитями: «Скотина деньги стоит».
Мошна сердит на копача за то, что тот много ел во время обеда. Он никогда не пьет за собственные деньги, так как «от своей водки в груди пухнет». Жадность к деньгам приводит к духовной деградации человека. Именно деньги становятся для него высочайшим авторитетом, а, так сказать, человеческое отношение к человеку, вместе с тем, полностью обесценивается: «рабочие и собаки на дворе должны быть»; «обещание - цяцянка, а дураку - радость»; «кругом, кругом мое»; «бери и у своего, и у чужого»; «деньги всему голова»; «Ой, Пузырь! Глядите, чтобы вы не полопались, а вместо вас Мошну разопрет деньгами...». Апогей такой философии изображается в последний, 12-й части четвертого действия.
Когда, обманутый на попытке купить 100 тысяч фальшивых денег, Мошна теряет надежду приобрести землю соседа Смоквинова, - он старается наложить на себя руки. Если копач, по характеристике самого Мошны, «хотя голый, и веселый», то Герасим Мошна на потерю денег реагирует так: «лучше смерть, чем такая потеря».
В комедии Карпенко-Карого «Сто тысяч» изображена сила, которая превращает человека в обжору, которая искореняет из души человеческой то хорошее и святое, что заложил туда сам Бог. И сила эта - деньги.
Бор күни ЕКИ дос Орманди келе жатады. Кенеттен алдарынан бор аю шыға келеди. Сол кезде биреуи қаша жөнеледи, екиншиси талға өрмелеп жасырынып қалады. Қашқан жигит ортада қалып кетеди. Алайд, а не истерин билмей тұрғанда, Ойын «Өлген адам сияқты Жергей етбетиммен жатая қалсам, бәлким құтылып кетермин» деп Жергей жатая қалады. Аю келип оны иискелей бастағанда Демин жұтып, дем Алма жатады. Аю кеткен соң талға өрмелеп кеткен досы төмен түсип, досының қасына келип, күлип «Айтшы ал, аю сениң құлағыңа НЕ дл сыбырлады?» Дейд. Сонда досы «Досына қауип-қатер төнип тұрғанда қашып кеткен адамдардан сақтану керектигимди, айтты» Дейд.
Когда Иван Карпенко-Карый писал комедию «Сто тысяч», он ставил цель подвергнуть сатире те отрицательные явления, которые бытовали в 80-90 годах XVIII столетия. Сельские богатеи всячески старались приумножить свои богатства. Часто погоня за деньгами становилась самоцелью, деньги вытесняли из жизни человека такие понятия, как честь имораль. И тогда появлялись такие фигуры, как Герасим Никодимович Мошна - главный герой комедии «Сто тысяч». Мошна - зажиточный крестьянин, который уже имеет 200 десятин земли, тем не менее, все свои силы направляет на то, чтобы увеличить свои владения. Он мечтает: «едешь день - чья земля? Калитчина! Едешь два - чья земля? Калитчина! Едешь три - чья земля? Калитчина! Дыхание спирает». Но для закупки земли необходимы деньги.
Для того, чтобы выкупить 250 десятин земли у соседнего помещика Смоквинова, Мошна решает пойти на рискованный шаг: приобрести 100 тысяч фальшивых карбованцев. Таким образом, Иван Карпенко-Карый изображает человека, который ради богатства готов пойти напреступление. Писатель выразительно противопоставил двух героев: романтика - кладоискателя Бонавентуру и, собственно, самого Мошну. Вот пример: копач относится к деньгам не как к источнику счастья. В больших деньгах он видит лишь возможность материально обеспечить себя и своих родных. Копач рассказывает о своем увлечении так: «Ищите и найдете! Сегодня нет, завтра нет, послезавтра - миллион!.. Выкопаем - все пополам. Хватит и тебе, и мне, и нашим детям, и внукам на все века...». Вместе с тем, Герасим Мошна относится к материальному благосостоянию по-иному: «Ох, земелька, святая земелька, Божья ты дочечка... Как радостно тебя сгребать вместе, в одни руки... Приобретал бы тебя без счета. Легко по собственной земле ходит.
Глянешь глазом вокруг - все твое: там стадо пасется, там пашут, а здесь зазеленевшая уже пшеница и колосится рожь: и все то деньги, деньги, деньги...». Сына Романа он хочет женить на дочери большого землевладельца Пузыря, надеясь получить значительное приданое: «Не нужно мне ни доброго хлеба, ни доброго борща, так как чем лучше испечет, чем вкуснее сварит, тем больше рабочие съедят... Мне нужно невестку с приданым, с деньгами...». Таким образом, на алтарь своей жадности Мошна готов положить не только свои силы и жизнь, но и будущее собственного сына. Его скупость переходит все границы. Он спекулирует даже религиозными понятиями и принципами. У рабочего он забирает половину буханки, дескать, «грех в воскресенье завтракать». Когда женщина собирается ехать в церковь, не дает ей коней. Его настоящая «философия» шита белыми нитями: «Скотина деньги стоит».
Мошна сердит на копача за то, что тот много ел во время обеда. Он никогда не пьет за собственные деньги, так как «от своей водки в груди пухнет». Жадность к деньгам приводит к духовной деградации человека. Именно деньги становятся для него высочайшим авторитетом, а, так сказать, человеческое отношение к человеку, вместе с тем, полностью обесценивается: «рабочие и собаки на дворе должны быть»; «обещание - цяцянка, а дураку - радость»; «кругом, кругом мое»; «бери и у своего, и у чужого»; «деньги всему голова»; «Ой, Пузырь! Глядите, чтобы вы не полопались, а вместо вас Мошну разопрет деньгами...». Апогей такой философии изображается в последний, 12-й части четвертого действия.
Когда, обманутый на попытке купить 100 тысяч фальшивых денег, Мошна теряет надежду приобрести землю соседа Смоквинова, - он старается наложить на себя руки. Если копач, по характеристике самого Мошны, «хотя голый, и веселый», то Герасим Мошна на потерю денег реагирует так: «лучше смерть, чем такая потеря».
В комедии Карпенко-Карого «Сто тысяч» изображена сила, которая превращает человека в обжору, которая искореняет из души человеческой то хорошее и святое, что заложил туда сам Бог. И сила эта - деньги.