Идейно-художественный анализ произведения План: 1. Время написания произведения (дать характеристику этого времени: какие события происходили в стране / мире, взгляд на них общественных деятелей, писателей, других людей искусства). История создания данного произведения (если известна). 2. Жанр произведения. 3. Сюжетно-композиционные особенности (про что это произведение, кратко изложить основные события в нем, отметить завязку, кульминацию, развязку. Проанализировать эпилог и эпиграф, если есть). 4. Тема / темы произведения (какие темы затрагивает автор в данном произведении, найти подтверждение в тексте). 5. Проблемы, поднятые в данном произведении (какие проблемы затрагивает автор? почему они волнуют его? почему важно разрешение этих проблем? как эти проблемы решаются в данном произведении? ). 6. Характеристика героев произведения (их имена, профессия, работа, взгляды на жизнь, взаимоотношения с другими людьми, мир их чувств и переживаний. Как герои решать проблемы, поставленные в произведении? ) 7. Идея и пафос произведения (что автор хотел сказать читателю в данном произведении? с какими чувствами, с каким настроем он это делает?). 8. Язык произведения, его стиль и поэтика (отметить особенности языка данного произведения: устарешие/заимствованные/жаргонные слова, для чего их употребляет автор ли речь героев раскрыть их характер, передать их особенности; используются ли в авторской речи средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.), для чего это делается и др.).
Взірець пейзажної лірики.Поет М. Вороний оспівав весну як блакитну панну.Поряд зі звичними, традиційними у фольклорі та в літературі засобами виразності (весна запашна, чарівна, у прозорих шатах, у серпанках) автор використовує біблійну урочисту лексику («Осанна!»), метафори («в душі моїй, в сяйві мрій в’ються хмелем арабески»), мистецькі терміни (арабески, фрески, гротески). І це надає творові неповторне інтелектуально-мистецьке естетичне забарвлення.Тема:Має крилами Весна запашна, Лине все в прозорих шатах, У серпанках і блаватах…Ідея:Довгожданна, нездоланна… Ось вона – Блакитна Панна!…Художні тропи:епітети: весна запашна, прозорих шатах, вродою святою, неземною чистотою, променистою росою;метафори: сміючись на пелюстках, на квітках;порівняння: а вона, як мрія сна чарівна;анафора: має крилами Весна запашна;окличні речення: ось вона – Блакитна Панна!; Їй виспівує:«Осанна!»
1. Время написания произведения (дать характеристику этого времени: какие события происходили в стране / мире, взгляд на них общественных деятелей, писателей, других людей искусства). История создания данного произведения (если известна).
2. Жанр произведения.
3. Сюжетно-композиционные особенности (про что это произведение, кратко изложить основные события в нем, отметить завязку, кульминацию, развязку. Проанализировать эпилог и эпиграф, если есть).
4. Тема / темы произведения (какие темы затрагивает автор в данном произведении, найти подтверждение в тексте).
5. Проблемы, поднятые в данном произведении (какие проблемы затрагивает автор? почему они волнуют его? почему важно разрешение этих проблем? как эти проблемы решаются в данном произведении? ).
6. Характеристика героев произведения (их имена, профессия, работа, взгляды на жизнь, взаимоотношения с другими людьми, мир их чувств и переживаний. Как герои решать проблемы, поставленные в произведении? )
7. Идея и пафос произведения (что автор хотел сказать читателю в данном произведении? с какими чувствами, с каким настроем он это делает?).
8. Язык произведения, его стиль и поэтика (отметить особенности языка данного произведения: устарешие/заимствованные/жаргонные слова, для чего их употребляет автор ли речь героев раскрыть их характер, передать их особенности; используются ли в авторской речи средства художественной выразительности (эпитеты, метафоры, сравнения и т.д.), для чего это делается и др.).
Лине все в прозорих шатах,
У серпанках і блаватах…Ідея:Довгожданна, нездоланна…
Ось вона – Блакитна Панна!…Художні тропи:епітети: весна запашна, прозорих шатах, вродою святою, неземною чистотою, променистою росою;метафори: сміючись на пелюстках, на квітках;порівняння: а вона, як мрія сна чарівна;анафора: має крилами Весна запашна;окличні речення: ось вона – Блакитна Панна!; Їй виспівує:«Осанна!»