«Гражданин — это тот, кто обладает дос — таточным объемом знаний о том, что со — ответствует его собственным интересам и о том, какой политический выбор позволя — ет ему обеспечить эти интересы лучше
других»
Даль Р. Проблемы гражданской компетентности
Как самостоятельная фигура политического процесса фигу — ра гражданина в истории появилась сравнительно недавно. Гражданин и государство республиканской формы правления (в противовес монархиям) ознаменовали начало нового политиче — ского времени на Западе и Востоке с различным временным отрывом. Условно начиная со средневековых революций в Ев — ропе и продолжая арабской весной 2011 г1., политические из — менения, основанные на протесте людей в отношении традици — онной власти, приводили к формированию фигуры политически осознанной личности – гражданина.
Как правило, привычными субъектами политического взаимодействия выступают – государства, нации, общества, ме — ждународные организации, лидеры стран (президенты, пре-
мьер-министры, монархи). В таких координатах власти человек,
обладающий рядом юридических и личностных характеристик, определяющий свою связь с государством и обществом в опре — деленных политических границах, именует себя гражданином.
Существует ряд юридических характеристик, позволяющих
определить человека в терминах гражданственности.
«Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанно — стей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основ — ных прав и свобод человека».
Авакьян С. Энциклопедия юриста
Таким образом, гражданин находится в тесном взаимодей — ствии с государством и одним из фундаментальных прав, отли — чающим его, например, от поданного, выступает обладание им права избирать и быть избранным.
Однако в современности обладание формальными или
юридическими характеристиками гражданина – это недостаточ- ный показатель гражданственности. Как правило, большинство граждан, обладая юридическими характеристиками гражданст- венности, не обладают элементарными знаниями, гарантирую — щими минимальную политическую грамотность, что сказывает — ся на их гражданской ответственности. Это приводит к высокой подверженности манипуляциям и неосведомленности, как в сфере реальной политики, так и в области отстаивании и защиты
своих прав. Следовательно, гражданин сегодня – это не только лицо, обладающее гражданственностью, но и фигура осуществлять политический выбор и нести гражданскую ответ — ственность за свой выбор. Этот выбор (главы государства, поли — тической партии, народного представителя – депутата и пр.), по сути, должен быть направлен на обеспечение гражданских ин — тересов.
Проблема компетентного гражданина осуще — ствлять и отстаивать свой политический выбор, является общей не только для молодых государств, но и для стран, имеющих достаточно длительную демократическую традицию гражданст — венности. В современный век развития высоких технологий, со — циальных сетей, интернета и массовых коммуникаций все ост — рее встает задача повышения политической компетентности граждан.
В идеале гражданин Кыргызстана должен обладать сле — дующими характеристиками:
— Не отдавать свой избирательный голос вне своего личного выбора;
— Уважать и следовать законам Кыргызской Республики и
требовать их исполнения;
— Уважать права и свободы человека вне зависимости от его
происхождения, этнической, религиозной и расовой принад- лежности;
— Контролировать государственные институты на предмет выполнения ими своих обязательств;
других»
Даль Р. Проблемы гражданской компетентности
Как самостоятельная фигура политического процесса фигу — ра гражданина в истории появилась сравнительно недавно. Гражданин и государство республиканской формы правления (в противовес монархиям) ознаменовали начало нового политиче — ского времени на Западе и Востоке с различным временным отрывом. Условно начиная со средневековых революций в Ев — ропе и продолжая арабской весной 2011 г1., политические из — менения, основанные на протесте людей в отношении традици — онной власти, приводили к формированию фигуры политически осознанной личности – гражданина.
Как правило, привычными субъектами политического взаимодействия выступают – государства, нации, общества, ме — ждународные организации, лидеры стран (президенты, пре-
мьер-министры, монархи). В таких координатах власти человек,
обладающий рядом юридических и личностных характеристик, определяющий свою связь с государством и обществом в опре — деленных политических границах, именует себя гражданином.
Существует ряд юридических характеристик, позволяющих
определить человека в терминах гражданственности.
«Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанно — стей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основ — ных прав и свобод человека».
Авакьян С. Энциклопедия юриста
Таким образом, гражданин находится в тесном взаимодей — ствии с государством и одним из фундаментальных прав, отли — чающим его, например, от поданного, выступает обладание им права избирать и быть избранным.
Однако в современности обладание формальными или
юридическими характеристиками гражданина – это недостаточ- ный показатель гражданственности. Как правило, большинство граждан, обладая юридическими характеристиками гражданст- венности, не обладают элементарными знаниями, гарантирую — щими минимальную политическую грамотность, что сказывает — ся на их гражданской ответственности. Это приводит к высокой подверженности манипуляциям и неосведомленности, как в сфере реальной политики, так и в области отстаивании и защиты
своих прав. Следовательно, гражданин сегодня – это не только лицо, обладающее гражданственностью, но и фигура осуществлять политический выбор и нести гражданскую ответ — ственность за свой выбор. Этот выбор (главы государства, поли — тической партии, народного представителя – депутата и пр.), по сути, должен быть направлен на обеспечение гражданских ин — тересов.
Проблема компетентного гражданина осуще — ствлять и отстаивать свой политический выбор, является общей не только для молодых государств, но и для стран, имеющих достаточно длительную демократическую традицию гражданст — венности. В современный век развития высоких технологий, со — циальных сетей, интернета и массовых коммуникаций все ост — рее встает задача повышения политической компетентности граждан.
В идеале гражданин Кыргызстана должен обладать сле — дующими характеристиками:
— Не отдавать свой избирательный голос вне своего личного выбора;
— Уважать и следовать законам Кыргызской Республики и
требовать их исполнения;
— Уважать права и свободы человека вне зависимости от его
происхождения, этнической, религиозной и расовой принад- лежности;
— Контролировать государственные институты на предмет выполнения ими своих обязательств;
— Быть информированным.