Понятие народа и Родины для меня неразрывны и едины. Говоря о богатстве своего народа, я представляю необъятные поля Родины, море золотой пшеницы под голубым небом. Недаром эти цвета - желтый и голубой - стали цветами государственной символики украинцев. Моя земля богата плодородными почвами, которые в годы Великой Отечественной войны враг вывозил на запад; она богата своими недрами, которые скрывают в себе золото и бурштити, нефть и газ, руду и уголь. Но самое большое богатство моей Родины - ее народ.
Даже самые материальные ценности не заменят духовного богатства народа моего. Благозвучный язык и лирическая песня, славная история и многочисленные традиции, да и сама удача украинцев, искренняя, открытая, доброжелательная,- вот самое большое богатство. И это богатство на протяжении веков надо было сохранять для потомков. Поэтическое видение родного слова у каждого из нас свое, но все мы относимся к материнской языка с возвышенности общечеловеческих моральных и эстетических ценностей. Обращаясь к народу, И. Франко писал:
...в слове твойому искрятся
И сила, и мягкость, острота и мощь,
И все, чем может вверх дух подняться.
(«Моисей»)
Мамино слово, мамина колыбельная - наше первое подсознательное знакомство с Отечеством. Ведь от родительского порога начинается родная земля. Белая хата в вишневом саду несбывшаяся мечта Тараса Шевченко. Белая хата, белая рубашка, белая свита..: Это составляло непременную национальную примету украинца, потому что белый цвет - это символ чистоты и душевной красоты. Белые полотенца украшали жилище украинца, белым вышитым полотенцем мать стелила своему ребенку дорожку в далекие миры. Как переплелись древние национальные традиции с современностью! Ведь и сейчас, как и много лет назад, мать поет своему ребенку колыбельную песню на родном языке; и ныне, как прежде, дарят матери своим детям полотенца вместе со своим благословением.
В тесном сочетании с полотенцем существует хлеб. Большинство украинских традиций связанные с хлебом. Дорогих гостей встречают хлебом-солью, хлеб несут на посещение роженицы, на новоселье в новый дом, на свадьбы и поминки.
А свадебный каравай! Его украшали калиной. Еще одна традиция нашего народа, ведь народная мудрость гласит: «Без ивы и калины нет». Эти священные для украинца дерева непременно росли возле дома. А украинская песня! Недаром говорят, что украинец поет целый год и целый век. Мелодичная девичья песня звучала в убогой хате и на поле, шуточная - на вечеринках и на вечорових ґулях молодежи, нежная - у детской колыбели, задорная - вела в поход казацкое войско на защиту родной земли.
Украинцы во все века защищали родную землю от врагов, но брали в руки оружие только потому, что заставлял враг. Потому что не было большего счастья для моего народа как мирный труд на своей земле. Земледельцы, рабочие, добрые и искренние люди - вот черты представителей моего народа. Богатый народ мой и талантливыми людьми, он дал миру выдающихся композиторов и художников, певцов и музыкантов.
Такой народ заслуживает лучшей участи. Надеюсь, что он ее получит. Тот, кто обрел независимость, сумеет выйти из экономического кризиса. И тогда к богатства духовного добавляется и материальное благосостояние. Я в это верю.
Сьогодні я прокинулась від легесенького постукування у вікно. Відкрила очі і ледь не скрикнула від радощів: «Яблунька розцвіла! Яблунька мого доброго дідуся.:.» Відчинила вікно, і дукмяна хвиля ранкової свіжості, напоєна тонким ароматом яблуневого цвіту, підхопила мене на крила спогадів. Я повертаюсь у дитинство... Як живий іде садом дідусь. Він і дня не міг про-.жити без роботи у свої сімдесят п'ять. — Відпочили б, дідусю,— просила я його. А він лише одказував: «Без діла слабіє сила...» Якось весняним, ранком дідусь сказав, що сьогодні навчить мене саджати яблуні. Я вже хотіла бігти, та він зупинив, ховаючи посмішку в сиві вуса. «Не метушись — швидше буде...» Зібравши інструменти, дідусь став розмічати місце для ями, а я замішувала у чавунці глиняний розчин. Дідусь тим часом став не поспішаючи копати. Незабаром він покликав мене. «Бери, внучко, заступ і ген на той пустир підемо. Яблунька там, наче сирітка, серед кущів терсну заблукала...» Деревце справді виявилося непоказним. Стовбур зламаний. Гілки висіли, ніби перебиті руки. Яблуньку дідусь викопував довго. Потім обережно взяв дичку своїми вузлуватими мозолястими руками і став уважно розглядати кореневище. Щось проказуючи стцха до яблуньки, відрізав ножицями пошкоджені корінчики. Зануривши кореневище у глиняну купелю, опустив саджанець у ямку. Я стала закидати її, а він у той час ніжно підтримував яблуньку, легенько підтрушуючи. Зробивши црасиву луночку, з якоюсь веселою зажурою мовив: «Рости на радість людям!» ...Спогади на мить перервала бджілка, що злетіла з рожевої пелюстки. І знову я згадала дідуся. Останню його яблуньку — і першу в твір моєму житті. Ні, дідусь не просто навчив мене саджати дерева, він навчив дарувати іншим радість і красу. А вони — безсмертні!
Даже самые материальные ценности не заменят духовного богатства народа моего. Благозвучный язык и лирическая песня, славная история и многочисленные традиции, да и сама удача украинцев, искренняя, открытая, доброжелательная,- вот самое большое богатство. И это богатство на протяжении веков надо было сохранять для потомков. Поэтическое видение родного слова у каждого из нас свое, но все мы относимся к материнской языка с возвышенности общечеловеческих моральных и эстетических ценностей. Обращаясь к народу, И. Франко писал:
...в слове твойому искрятся
И сила, и мягкость, острота и мощь,
И все, чем может вверх дух подняться.
(«Моисей»)
Мамино слово, мамина колыбельная - наше первое подсознательное знакомство с Отечеством. Ведь от родительского порога начинается родная земля. Белая хата в вишневом саду несбывшаяся мечта Тараса Шевченко. Белая хата, белая рубашка, белая свита..: Это составляло непременную национальную примету украинца, потому что белый цвет - это символ чистоты и душевной красоты. Белые полотенца украшали жилище украинца, белым вышитым полотенцем мать стелила своему ребенку дорожку в далекие миры. Как переплелись древние национальные традиции с современностью! Ведь и сейчас, как и много лет назад, мать поет своему ребенку колыбельную песню на родном языке; и ныне, как прежде, дарят матери своим детям полотенца вместе со своим благословением.
В тесном сочетании с полотенцем существует хлеб. Большинство украинских традиций связанные с хлебом. Дорогих гостей встречают хлебом-солью, хлеб несут на посещение роженицы, на новоселье в новый дом, на свадьбы и поминки.
А свадебный каравай! Его украшали калиной. Еще одна традиция нашего народа, ведь народная мудрость гласит: «Без ивы и калины нет». Эти священные для украинца дерева непременно росли возле дома. А украинская песня! Недаром говорят, что украинец поет целый год и целый век. Мелодичная девичья песня звучала в убогой хате и на поле, шуточная - на вечеринках и на вечорових ґулях молодежи, нежная - у детской колыбели, задорная - вела в поход казацкое войско на защиту родной земли.
Украинцы во все века защищали родную землю от врагов, но брали в руки оружие только потому, что заставлял враг. Потому что не было большего счастья для моего народа как мирный труд на своей земле. Земледельцы, рабочие, добрые и искренние люди - вот черты представителей моего народа. Богатый народ мой и талантливыми людьми, он дал миру выдающихся композиторов и художников, певцов и музыкантов.
Такой народ заслуживает лучшей участи. Надеюсь, что он ее получит. Тот, кто обрел независимость, сумеет выйти из экономического кризиса. И тогда к богатства духовного добавляется и материальное благосостояние. Я в это верю.
Відчинила вікно, і дукмяна хвиля ранкової свіжості, напоєна тонким ароматом яблуневого цвіту, підхопила мене на крила спогадів. Я повертаюсь у дитинство...
Як живий іде садом дідусь. Він і дня не міг про-.жити без роботи у свої сімдесят п'ять.
— Відпочили б, дідусю,— просила я його. А він лише одказував: «Без діла слабіє сила...»
Якось весняним, ранком дідусь сказав, що сьогодні навчить мене саджати яблуні. Я вже хотіла бігти, та він зупинив, ховаючи посмішку в сиві вуса. «Не метушись — швидше буде...»
Зібравши інструменти, дідусь став розмічати місце для ями, а я замішувала у чавунці глиняний розчин. Дідусь тим часом став не поспішаючи копати.
Незабаром він покликав мене. «Бери, внучко, заступ і ген на той пустир підемо. Яблунька там, наче сирітка, серед кущів терсну заблукала...»
Деревце справді виявилося непоказним. Стовбур зламаний. Гілки висіли, ніби перебиті руки.
Яблуньку дідусь викопував довго. Потім обережно взяв дичку своїми вузлуватими мозолястими руками і став уважно розглядати кореневище. Щось проказуючи стцха до яблуньки, відрізав ножицями пошкоджені корінчики. Зануривши кореневище у глиняну купелю, опустив саджанець у ямку.
Я стала закидати її, а він у той час ніжно підтримував яблуньку, легенько підтрушуючи. Зробивши црасиву луночку, з якоюсь веселою зажурою мовив: «Рости на радість людям!»
...Спогади на мить перервала бджілка, що злетіла з рожевої пелюстки. І знову я згадала дідуся. Останню його яблуньку — і першу в твір моєму житті.
Ні, дідусь не просто навчив мене саджати дерева, він навчив дарувати іншим радість і красу. А вони — безсмертні!