П’яте колесо до воза ⇒ зовсім не потрібний; по гарячих слідах ⇒ одразу; підкласти свиню ⇒ підставити,зробити якусь підступність; наганяти страху ⇒ залякувати; прийшла в голову думка⇒ людина щось згадала, про щось подумала; вивести на орбіту ⇒ надати умови для досягнення успіху; тримати під п’ятою ⇒ тримати когось в залежності; сісти в калошу ⇒ потерпати від невдачі; відривати від серця ⇒ віддати щось дуже цінне; обірвати напівслові ⇒ не дати людині висловитися; стояти на заваді ⇒ перешкоджати; кирпу гнути ⇒ хизуватися; по щучому велінню ⇒ без докладання зусиль; викидати фокуси ⇒ робити незвичайні вчинки; обламати крила ⇒ позбавити мрій, бажань; задніх пасти ⇒ бути позаду всіх, останнім; у Сірка очей позичати ⇒ так кажуть про безсовісну людину; передати куті меду ⇒ перебільшити.
Повесть Г. Стельмаха вся выросшая на глубокой народной основе, сам ее характер связан с родной природой, с песней и сказкой. Иногда я задумываюсь над тем, что, став взрослым, обязательно буду вспоминать свое детство. А вдруг стану известным писателем или режиссером? Есть ли в моей жизни что-то интересное, о чем можно рассказать через 20 лет? Может, напишу книжку о летних путешествиях в Крым? А может, о наших с друзьями приключения? А возможно, снять фильм о школьных буднях, ведь и в них есть немало веселого? Думаете, это будет никому не интересно? А вот в повести Г. Стельмаха «Гуси-Лебеди летят», которую мы недавно изучали на уроках украинской литературы, автор очень интересно рассказал о своем детстве, взаимоотношениях с ровесниками и взрослыми.
Сказ в произведении ведется от лица главного героя - мальчика Михайлика. Это сам Михаил Афанасьевич Стельмах в детские годы. Детство писателя пршлось на нелегкие 20-те года XX столетия, когда происходило становление нового государства, которое сопровождали холод, голод и бедность. Михайлик рассказывает о своей жизни и переживаниях, о своем отношении ко всему, что он видит вокруг, свидетелем и участником чего приходится быть ему самому. Образ Михайлика раскрывается разными средствами: это и самохарактеристика, и рассказ других о поступках героя, об отношении к нему родителей, дяди Себастьяна и т.п. Михайлик очень любит сказки и легенды, которые рассказывают ему дедушка Демьян и бабушка. Наверное, поэтому мир вокруг иногда кажется мальчику волшебной сказкой: звезды в высоком небе, запах ржи в поле и разных трав в лесу, перепёлка во ржи и дятел на старой груше. Мальчик уважает и оберегает природу, тонко ощущает ее красоту.
С большой любовью и почетом герой описывает людей, которые привили ему любовь к работе, книге, добру и красоте в жизни: это отец и иметь, бабушка с дедушкой, дядя Себастьян. Эти необразованные, бедные люди имели самое главное - большие души и добрые сердца. Мы понимаем, что именно семья сформировала из мальчика честного, трудолюбивого, порядочного человека, а нужды научили сочувствовать чужому горю (припомним хотя бы эпизод, когда Михайлик голодной женщине с ребенком, отдавая им тыквенные семена).
Михайлик - любознательный ребенок, любит учиться, читать. Он перечитывал все, что только попадалось под руку, даже прочитал книжку со странным названием «Космография». Со временем и сам решает стать писателем. Сначала Михайлик много перечитал книжек, особенно таких, где есть стрельба. А потом и сам захотел написать пьесу.
Но Михайлик - не какой-то там идеальный ребенок: он очень бодрый, веселый, непоседливый, любит развлекаться и бесчинствовать с друзьями, общаться с подружкой Любой. «Прямо над нашим домом пролетают лебеди» - так начинается повесть. Этим образом она и завершается. Гуси-Лебеди - своеобразный символ детства, который озаряет вся взрослая жизнь человека: «Гуси-Лебеди летят ... над моим детством, ... над моей жизнью!»
по гарячих слідах ⇒ одразу;
підкласти свиню ⇒ підставити,зробити якусь підступність;
наганяти страху ⇒ залякувати;
прийшла в голову думка⇒ людина щось згадала, про щось подумала;
вивести на орбіту ⇒ надати умови для досягнення успіху;
тримати під п’ятою ⇒ тримати когось в залежності;
сісти в калошу ⇒ потерпати від невдачі;
відривати від серця ⇒ віддати щось дуже цінне;
обірвати напівслові ⇒ не дати людині висловитися;
стояти на заваді ⇒ перешкоджати;
кирпу гнути ⇒ хизуватися;
по щучому велінню ⇒ без докладання зусиль;
викидати фокуси ⇒ робити незвичайні вчинки;
обламати крила ⇒ позбавити мрій, бажань;
задніх пасти ⇒ бути позаду всіх, останнім;
у Сірка очей позичати ⇒ так кажуть про безсовісну людину;
передати куті меду ⇒ перебільшити.
Повесть Г. Стельмаха вся выросшая на глубокой народной основе, сам ее характер связан с родной природой, с песней и сказкой. Иногда я задумываюсь над тем, что, став взрослым, обязательно буду вспоминать свое детство. А вдруг стану известным писателем или режиссером? Есть ли в моей жизни что-то интересное, о чем можно рассказать через 20 лет? Может, напишу книжку о летних путешествиях в Крым? А может, о наших с друзьями приключения? А возможно, снять фильм о школьных буднях, ведь и в них есть немало веселого? Думаете, это будет никому не интересно? А вот в повести Г. Стельмаха «Гуси-Лебеди летят», которую мы недавно изучали на уроках украинской литературы, автор очень интересно рассказал о своем детстве, взаимоотношениях с ровесниками и взрослыми.
Сказ в произведении ведется от лица главного героя - мальчика Михайлика. Это сам Михаил Афанасьевич Стельмах в детские годы. Детство писателя пршлось на нелегкие 20-те года XX столетия, когда происходило становление нового государства, которое сопровождали холод, голод и бедность. Михайлик рассказывает о своей жизни и переживаниях, о своем отношении ко всему, что он видит вокруг, свидетелем и участником чего приходится быть ему самому. Образ Михайлика раскрывается разными средствами: это и самохарактеристика, и рассказ других о поступках героя, об отношении к нему родителей, дяди Себастьяна и т.п. Михайлик очень любит сказки и легенды, которые рассказывают ему дедушка Демьян и бабушка. Наверное, поэтому мир вокруг иногда кажется мальчику волшебной сказкой: звезды в высоком небе, запах ржи в поле и разных трав в лесу, перепёлка во ржи и дятел на старой груше. Мальчик уважает и оберегает природу, тонко ощущает ее красоту.
С большой любовью и почетом герой описывает людей, которые привили ему любовь к работе, книге, добру и красоте в жизни: это отец и иметь, бабушка с дедушкой, дядя Себастьян. Эти необразованные, бедные люди имели самое главное - большие души и добрые сердца. Мы понимаем, что именно семья сформировала из мальчика честного, трудолюбивого, порядочного человека, а нужды научили сочувствовать чужому горю (припомним хотя бы эпизод, когда Михайлик голодной женщине с ребенком, отдавая им тыквенные семена).
Михайлик - любознательный ребенок, любит учиться, читать. Он перечитывал все, что только попадалось под руку, даже прочитал книжку со странным названием «Космография». Со временем и сам решает стать писателем. Сначала Михайлик много перечитал книжек, особенно таких, где есть стрельба. А потом и сам захотел написать пьесу.
Но Михайлик - не какой-то там идеальный ребенок: он очень бодрый, веселый, непоседливый, любит развлекаться и бесчинствовать с друзьями, общаться с подружкой Любой. «Прямо над нашим домом пролетают лебеди» - так начинается повесть. Этим образом она и завершается. Гуси-Лебеди - своеобразный символ детства, который озаряет вся взрослая жизнь человека: «Гуси-Лебеди летят ... над моим детством, ... над моей жизнью!»