1. Адзначце сказы, у якіх выказнікам з'яўляецца дзеяслоў. А) Духам падаў ён дарма.
Б) Той вечар асенні.
В) Шпарка коні імчацца ў полі
Г) Сіверны дождж можа яшчэ задоўжыцца.
Д) Шустры жоўценькі клубок шмыг са сцежкі пад дубок.
2. Адзначце сказы з простымі дзеяслоўнымі выказнікамі.
A) Вось, здаецца, адна за адной затухаюць зоркі.
Б) А дождж і не думаў сунімацца.
B) Сняжынкі, лёгкія, пушыстыя, ляцелі да акна, нібы хацелі зазірнуць у кабінет з цікавасці ці ўвогуле патрапіць туды.
Г) Час у маленстве вымяраецца днямі.
Д) Хай храм адчыніць дзверы ў новы дзень, святое ў сэрцы кожным зберажэ!
3. Адзначце сказы з састаўнымі дзеяслоўнымі выказнікамі.
A) Дзіцячыя, юнацкія ўражанні пакідаюць след на ўсё жыццё. Б) Дарожнай чабаровай - скок у сасняк!
B) Яму яшчэ не раз захочацца пабыць у гэтым лесе. Пахадзіць гэтай палявой дарогай між жыта, палюбавацца хараством заліўных лугоў.
Г) Доўга будзе памятаць наша зямля варожую ліхую навалу.
Д) Заплакала маці, пусціла слязу і Алёнка.
4. Адзначце сказы з састаўным іменнымі выказнікамі.
A) Будзь і ты, сынок, свядомы, нам на радасць падрастай!
Б) Сёння ранак ціхі, яркі.
B) Раніцай быў туман.
Г) Некаторыя школы не прынялі ўдзел у спаборніцтве.
Д) Зерне стала хлебам.
5. Адзначце сказы, у якіх у склад выказніка ўваходзіць назоўнік.
A) Дзядзька Марцін быў руплівы гаспадар.
Б) І тайна была побач, і тайна была далёка.
B) Дарога была шырокая, роўная.
Г)Цяпер я - стрэльны верабей. Д) Чалавек ёсць чалавск.
Спішыце. Падкрэсліце граматычныя асновы. Вызначыце, чым выражана граматычнае і лексічнае значэнне выказнікаў. Назавіце тып выказніка.
1. 3 неба ціха падаў першы ў гэтай восені снег.
2. Мой сябра яшчэ і вынаходлівы.
3. Дзвіна тут была значна шырэйшая, чым каля горада.
4. Хай да світання свечка гарыць.
5. Гараджане былі ў дужа добрым гумары.
6. Царыца ім - наша Зямля.
7. Актрыса з мяне ніякая.
8. Нейкі неспакой пачынаў агортваць маладое насенне.
9. Ларыса папрасіла свякроў прынесці з хаты хлеба
Софиевский собор был заложен в 1037 году князем Ярославом Мудрым. По преданию храм был возведен именно на том месте, где князь одержал победу над язычниками печенегами. Более десяти лет строили и украшали здание византийские и местные мастера. Только в 1049 году Киевский митрополит Феопемпт освятил величественное сооружение. София Киевская стала главным храмом страны - здесь Ярослав основал первую на Руси библиотеку, здесь велась летопись, переписывание и перевод книг, проводились церемонии восхождения князей на киевский престол, приемы послов, тут находились усыпальницы великих князей. В те времена Киевская Русь была одной из крупнейших цивилизованных держав в Европе - имела широкие торговые и дипломатические связи с государствами Запада и Востока, а многие короли Европы почитали за честь породниться с великим князем киевским.
Во XI-XIII веках собор неоднократно разорялся - половцами, печенегами, а особенно сокрушительному разрушению собор подвергся при захвате Киева в 1240 году татаро-монголами под предводительством хана Батыя. Храм был разрушен, но все же не уничтожен - войска Батыя "пощадили его дивную красоту".
Угроза разрушения нависла над древним храмовым комплексом в XX столетии. В начале 1930-х годов советская власть приняла решение об уничтожении Софии, лишь вмешательство Франции, которая помнила о том, что королева Анна (жена Генриха I) была дочерью основателя храма Ярослава Мудрого, не позволило уничтожить эту реликвию. Коммунисты побоялись международного скандала - так появился основанный в 1934 году Софийский музей-заповедник, здесь были начаты научно-исследовательские и реставрационные работы.
Мозаики и фрески Софийского собора были созданы в середине XI века специально приглашенными Яросалвом Мудрым из Константинополая византийскими мастерами. Христианские сюжеты развернутые на стенах собора были призваны просветить неграммотных людей из языческой, в недавнем страны, неумевших в общей массе ни читать ни писать. На стенах храма изображены сцены из жизни Христа и Богородицы, ее родителей Иоакима и Анны, апостолов Петра и Павла, Георгия Победоносца, покровителя Киева - архистратига Михаила и многих православных святых.
София неоднократно горела, перестраивалась, в XIII веке пострадала от нашествия орд хана Батыя, в XV-XVI веках стояла вобще без крыши - все это пагубным образом сказалось на фресках. До наших дней из 5000 м? фресок созданных в XI веке уцелело чуть более двух тысяч. В конце XVII века старинные фрески были забелены известью и были вновь случайно обнаружены в 1843 году когда отвалился кусок штукатурки с масляной живописью, и открылась стенопись XI века. Однако расчистка стен велась непрофесионально и рабочие кое-где удалили и фресковую роспись.
Мозаики первоночально занимали огромную площадь, однако сохранилась лишь их третья часть. Мозаичная палитра насчитывает 177 оттенков. Синий цвет состоит 21 оттенков, зеленый из 34, желтый из 23, красный из 19, золотой из 25, серебряный из 9, что свидетельствует о высоком профессиональном уровне мастеров. Кусочки смальты, выкладываемые по сырой штукатурке, ставились под разным наклоном таким образом, что лучи света, на них падающие, отражались под различными углами и создавали искрящуюся, светоносную поверхность что придает мозайкам собора особоую выразительность.
Мозаики главного алтаря, предалтарных колонн и главного купола - шедевр искусства. Центром этой прекрасной композиции вот уже много столетий является мозаичная икона Богоматери, известная под именем «Нерушимая стена». Многие века в народе существует поверье, что доколе не разрушится «Нерушимая стена», стоять и Киеву
В городе закат красивый по-своему.
Подходит к концу летний день. Солнце медленно клонится к горизонту. Оно уже не такое обжигающее и ослепительное, как днем, а мягко пригревает теплыми вечерними лучами.
Становится все тише и тише - природа замирает. Почти не слышно гула автомобилей и гомона человеческих голосов. Диск солнца приобретает ярко-оранжевый цвет и, чем ближе спускается к земле тем становится больше. Теперь солнце подсвечивает тучи на небе снизу, расцвечивая золотом.
Когда солнце касается нижним краем горизонта, начинаются вечерние сумерки. Если в небе много облаков, они расцвечаются всеми красками радуги - от ярко-желтой до фиолетовой. На другом края неба появляется блеклый серп месяца.
Большое оранжевое солнце прощально пылает, медленно исчезая из вида. Сначала кажется, что оно двигается очень медленно, пробегая лучами по ветвям деревьев и окнах домов, а затем резко прячется за горизонт. Сумерки окутывают землю. А в небе где спряталось солнце ещё некоторое время видно слабое зарево.