3.102. Прочитайте следующие стихотворения Я. Козловского. Одинаково ли произносятся в них выделенные сегменты? Если есть различия в произношении, опишите их.
Кукла
Ах, прослывшая кокеткой,
Ты набита просто ватой.
Кукла в платьице с кокеткой
И улыбкой простоватой.
О природе вещей
— Приносят зло вещи
Лишь те, что зловещи, —
Промолвил однажды корнет, —
А добрые вещи
Полезны и вещи,
Как флейта, труба и корнет.
Разговор о литературе
— Чем заняты таланты?
Возвести!
— Да продолжают славный воз вести!
— А бездари?
— Те мнят,
Что делают погоду.
— А критики?
— Темнят
Или молчат по году.
3.142. Объясните, почему противопоставления типа том – там или котом – котам являются более удачными (более доказательными) примерами фонологической оппозиции для фонем <о> и <а> в русском языке, чем пары типа томный – тамошний, котом – китам и тем более чем фантом – гиппопотам и т.п.
— Каждое утро назначай себе все, что ты должен сделать в течение дня, и исполняй все назначенное.
— Спи как можно меньше.
— Все телесные неприятности переноси, не выражая их наружно.
— Ежели ты начал какое бы то ни было дело, то не бросай его, не окончив.
— Не заботься об одобрении людей, которых ты или не знаешь, или презираешь.
— Повторяй вечером все то, что ты узнал в продолжение дня. Каждую неделю, каждый месяц и каждый год экзаменуй себя во всем том, чем занимался, ежели же найдешь, что забыл, то начинай сначала.
— Не переменяй образа жизни, ежели бы даже ты сделался в десять раз богаче.
— Не позволяй себе расходов, делаемых для тщеславия.
— Всякое приращение к твоему имению употребляй не для себя, а для общества.
— Придумывай себе как можно больше занятий.
— Не требуй в том деле, которое ты можешь кончить один.
— Чем хуже положение, тем более усиливай деятельность.
— Довольствуйся настоящим.
— Ищи случаев сделать добро.
— Стараться сделать приятной жизнь людей, связанных с тобой.
Месца дзе? куды? адкуль? высока, далёка, злева
Часу калі? як доўга? з якога часу? да якога часу? аднойчы, летась, ноччу, надоўга, зранку
Прычыны чаму? з якой прычыны? згарача, нездарма, паняволі, спрасоння
Мэты з якой мэтай? для чаго? знарок, назло, напаказ
дзеяння як? якім чынам? асцярожна, выразна, моўчкі, нязручна
Меры і ступені колькі? наколькі? у якой ступені? багата, дастаткова, крыху, удвая, ледзь-ледзь
У сказе прыслоўе найчаецей бывае
акалічнасцю: Мякка падаюць сняжынкі.
азначэннем: Чулася гаворка па-фрапцузску.
выказнікам: Школа ўжо блізка.