Без хлеба и у воды худо жить. (->)Близорук - через хлеб да пирог. (->)Блюди хлеб про еду, а копейку про беду. (->)В долгах - не деньги, в снопах - не хлеб. (->)Бел снег, да по нем собака бежит, черна земля, да хлеб родит. (->)Без сохи и бороны и царь хлеба не найдет. (->)Без хлеба и без каши ни во что и труды наши. (->)Береги хлеб для еды, а деньги для беды. (->)Была бы голова на плечах, а хлеб будет. (->)Брат-то ты мой, да кушай хлеб свой. (->)Без соли хлеб не еда. (->)Будет хлеб - будет и обед. (->)Без хлеба не обедают. (->)Без ножа хлеба не отрежешь. (->)Без соли, без хлеба худая беседа. (->)Без хлеба и ситник в честь. (->)Без хлеба куска везде тоска. (->)Без соли, без хлеба - половина обеда. (->)Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно. (->)Был бы хлеб, а у хлеба люди будут. (->)
В первые послеоктябрьские годы у Янки Купалы вместе с чувством надежды нарастают ощущения тревоги и отчаянья. В годы военного лихолетия белорусы стали народом-беженцем. Тема беженства становится основной, но не исчерпывает всей семантической глубины стихотворения «Паязджане». Время показало, что беженство стало эмблемой всего ХХ в., судьбой многих народов. В произведении создан образ свадебного кортежа – «поезда» в безрадостной ситуации, среди зимней метелицы в поле ночью… Гости-«паязджане», охваченные ужасом, примерзли друг к другу…
Беженство, вынужденная эмиграция белорусов, разочарование поэта в исторической перспективе своего многострадального народа – это далеко не все возможные прочтения стихотворения. «Паязджане» – это люди-тени, люди-привидения, рабы, духовные нищие, это метафора отчужденности людей от самих себя, неидентичности, духовной неукорененности, сонливости, немощи, смерти-при-жизни (или жизни в смерти) – всего того, что Янка Купала не уставал разоблачать и в течение предыдущего своего творческого пути, и позже.
В первые послеоктябрьские годы у Янки Купалы вместе с чувством надежды нарастают ощущения тревоги и отчаянья. В годы военного лихолетия белорусы стали народом-беженцем. Тема беженства становится основной, но не исчерпывает всей семантической глубины стихотворения «Паязджане». Время показало, что беженство стало эмблемой всего ХХ в., судьбой многих народов. В произведении создан образ свадебного кортежа – «поезда» в безрадостной ситуации, среди зимней метелицы в поле ночью… Гости-«паязджане», охваченные ужасом, примерзли друг к другу…
Беженство, вынужденная эмиграция белорусов, разочарование поэта в исторической перспективе своего многострадального народа – это далеко не все возможные прочтения стихотворения. «Паязджане» – это люди-тени, люди-привидения, рабы, духовные нищие, это метафора отчужденности людей от самих себя, неидентичности, духовной неукорененности, сонливости, немощи, смерти-при-жизни (или жизни в смерти) – всего того, что Янка Купала не уставал разоблачать и в течение предыдущего своего творческого пути, и позже.