1. Конкуренция в экосистеме существует между:
а) дубом и березой;
б) березой и трутовиком;
в) елью и белкой;
г) дубом и белыми грибами.
2. Конкуренция - это отношения между:
а) хищниками и жертвами;
б) живыми организмами и абиотическими факторами;
в) паразитами и хозяевами;
г) организмами со сходными потребностями.
3. Паразитический организм:
а) вступает в симбиотические связи с хозяином;
б) приносит вред, но обычно не приводит к быстрой гибели хозяина;
в) становится конкурентом для хозяина;
г) во всех случаях приводит к гибели хозяина.
4. Симбиотические отношения устанавливаются между:
а) заразихой и подсолнечником;
б) мухой и синицей;
в) муравьем и тлей;
г) зайцем и лисицей.
5. В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:
а) хищничества; б) паразитизма; в) комменсализма; г) симбиоза.
6. Примером конкуренции являются отношения между:
а) хищниками и жертвами;
б) паразитами и хозяевами;
в) особями одного вида;
г) живыми организмами и абиотическими факторами.
7. Ярусность является примером таких межвидовых отношений, как:
а) симбиоз; б) конкуренция; в) паразитизм; г) хищничество.
8. Если оба вида извлекают пользу в ходе взаимодействия, то это пример:
а) хищничества; б) конкуренции; в) комменсализма; г) паразитизма.
9. Если особи одного вида поедают особей другого вида, такая форма взаимоотношений иллюстрирует:
а) мутуализм; б) паразитизм; в) хищничество; г) конкуренцию.
10. Как называется форма взаимоотношений клубеньковых бактерий и бобовых растений?
а) Хищничество; б) конкуренция; в) паразитизм; г) симбиоз.
11. Семена череды рас с человека. Это пример:
а) мутуализма; б) симбиоза; в) конкуренции; г) комменсализма.
12. Конкуренция возникает между:
а) хищниками и жертвами;
б) паразитами и хозяевами;
в) видами со сходными потребностями;
г) видами, извлекающими пользу из связи друг другом
13. Взаимовыгодное сосуществование популяций называют:
а) хищничеством; б) паразитизмом; в) конкуренцией; г) симбиозом
14. Пример симбиоза:
а) росянка и мелкое насекомое;
б) рак-отшельник и актиния;
в) гриб трутовик и береза;
г) ласточка и стриж
15. При паразитизме наблюдается:
а) прямое уничтожение одного организма другим;
б) взаимовыгодное сожительство организмов;
в) выделение одним организмом веществ, угнетающих жизнедеятельность организма-хозяина;
г) конкуренция организмов за одинаковые условия существования.
16. Отношения между щуками и окунями называют хищничеством, так как:
а) окуни и щуки питаются сходной пищей;
б) щуки поедают окуней;
в) окуни поедают щук;
г) щуки и окуни обитают в сходных условиях.
17. Тип взаимоотношений между черным и рыжим тараканом называется:
а) хищничеством; б) конкуренцией; в) симбиозом; г) паразитизмом.
Исследования в области фотосинтеза начались в 1630 г. экспериментами голландца ван Гельмонта. Он доказал, что растения получают органические вещества не из почвы, а создают их самостоятельно.
Джозеф Пристли в 1771 г. доказал «исправление» воздуха растениями. Помещенные под стеклянный колпак они поглощали углекислый газ, выделяемый тлеющей лучиной.
В настоящее время установлено, что фотосинтез – это процесс образования органических соединений из СО2 и воды с использованием энергии света и проходящий в хлоропластах зеленых растений и зеленых пигментах некоторых фотосинтезирующих бактерий.
Хлоропласты и складки цитоплазматической мембраны прокариот содержат зеленый пигмент – хлорофилл, молекула которого возбуждаться под действием солнечного света, отдавать свои электроны и перемещать их на более высокие энергетические уровни. Этот процесс можно сравнить с подброшенным вверх мячом. Поднимаясь, мяч запасается потенциальной энергией; падая, он теряет ее. Электроны не падают обратно, а подхватываются переносчиками электронов (НАДФ+ – никотинамиддифосфат). При этом энергия, накопленная ими ранее, частично расходуется на образование АТФ. Продолжая сравнение с подброшенным мячом, можно сказать, что мяч, падая, нагревает окружающее пространство, а часть энергии падающих электронов запасается в виде АТФ. Процесс фотосинтеза подразделяется на реакции, вызываемые светом, и реакции, связанные с фиксацией углерода: световую и темновую фазы.
Световая фаза – это этап, на котором поглощенная хлорофиллом энергия света преобразуется в электрохимическую энергию в цепи переноса электронов. Осуществляется на свету, в мембранах гран при участии белков – переносчиков и АТФ-синтетазы.
Реакции, вызываемые светом, происходят на фотосинтетических мембранах гран хлоропластов:
1) возбуждение электронов хлорофилла квантами света и их переход на более высокий энергетический уровень;
2) восстановление акцепторов электронов – НАДФ+ до НАДФ • Н
2Н+ + 4е- + НАДФ+ → НАДФ • Н;
3) фотолиз воды: 2Н2О → 4Н+ + 4е- + О2.
Данный процесс происходит внутри тилакоидов – складок внутренней мембраны хлоропластов, из которых формируются граны – стопки мембран.
Результаты световых реакций: фотолиз воды с образованием свободного кислорода, синтез АТФ, восстановление НАДФ+ до НАДФ • Н.
Темновая фаза
♦происходит в строме хлоропласта
♦свет не нужен
✏Процессы:
1. Фиксация углекислого газа (присоединение СО2 к пятиуглеродному сахару) и восстановление полученных веществ с участием НАДФН2 и АТФ (цикл Кальвина)
2. Синтез глюкозы из полученных продуктов
Итог: глюкоза синтезируется за счёт восстановления СО2 водородом, который образовался в световую фазу при фотолизе воды, с использованием энергии АТФ, запасённой в световую фазу.
Значение фотосинтеза
1. обеспечивает организмы органическими веществами
2. обеспечивает большинство живых организмов на Земле энергией
накоплению кислорода в атмосфере
Хемосинтез – образование органических соединений из неорганических за счет энергии окислительно-восстановительных реакций соединений азота, железа, серы.
Открыт: 1887г Виноградским
Роль хемосинтеза: бактерии – хемосинтетики разрушают горные породы, очищают сточные воды, участвуют в образовании полезных ископаемых.