Самостоятельная работа . составьте пищевую цепь: сосна, куница, дятел, сосновый пилильщик, белка. 2. составьте пищевую сеть, имеющую место в степи: дождевой червь, жаворонок, степная гадюка, прыткая ящерица, тимофеевка, степная кобылка, мятлик, пустельга, полевая мышь. сколько пищевых цепей может содержать эта трофическая сеть? тестсамые длинные пищевые цепи встречаются: а) в водных экосистемах; б) в экосистемах гор; в) в тундровых экосистемах; г) в степных экосистемах.2. примером детритной пищевой цепи можно считать последовательность: а) трава, корова, человек; б) листва, тля, божья коровка; в) опавший лист, дождевой червь, скворец, сокол; г) фитопланктон, зоопланктон, снеток, окунь.3. экосистемы с участием только гетеротрофов обычно возникают: а) на лугу; б) в березовых рощах; в) в пещерах с экскрементами летучих мышей; г) на скалах и обрывах.4. сообщество живых организмов и среды их обитания, составляющее единое целое на основе устойчивого взаимодействия между элементами живой и неживой природы, называется: а) популяциейб) экосистемойв) биосферойг) биоценозом.5. организмы, питающиеся готовыми органически ми веществами, относятся к: а) автотрофамб) гетеротрофамв) продуцентам г) хемотрофам.
1. дыхание организмов, его сущность и значение.2. царство растений, их строение и жизнедеятельность. роль в природе и жизни3. транспорт веществ в живых организмах.4. усложнение организации хордовых в процессе эволюции. причины эволюции.5. состав клетки. роль воды и неорганических веществ в жизнедеятельности клетки.6. организмы-паразиты. особенности строения и жизнедеятельности.7. составьте схему цепей питания наземной экосистемы, компонентами которой являются растения, ястреб, кузнечики, ящерицы. укажите, какой компонент данной цепи наиболее часто встречается в других цепях питания.8. белки, их роль в организме.9. биологическое значение размножения организмов. способы размножения.10. углеводы и жиры, их роль в организме.11. иммунитет. борьба с инфекционными заболеваниями. профилактика вич-инфекции и заболевания спидом.12. составьте схемы пищевых цепей аквариума, в котором обитают карась, улитки (прудовик и катушка), растения (элодея и валлиснерия), инфузория-туфелька, сапрофитные бактерии. объясните, что произойдет в аквариуме, если из него удалить моллюсков.13. ядро, его строение и роль в передаче наследственной информации.14. современная система органического мира.15. деление клетки — основа размножения и роста организмов.16. бактерии — доядерные организмы. особенности их строения и жизнедеятельности, роль в природе и жизни человека.18. фотосинтез. космическая роль растений.19. особенности высшей нервной деятельности человека.20. отличительные признаки живых организмов.21. экосистема, ее основные звенья. цепи питания.22. наследственность и изменчивость — движущие силы эволюции.23. естественные и искусственные экосистемы, их особенности.24. доядерные и ядерные организмы, их характеристика.25. биологическое разнообразие, его роль в сохранении устойчивости биосферы.26. биологическая природа и социальная сущность человека.27. эволюция органического мира, ее причины и результаты.28. питание, его значение в жизни организма. особенности питания растений.29. естественный отбор — движущая сила эволюции.30. биотические связи, их роль в экосистеме.31. витамины, их роль в обмене веществ. способы сохранения витаминов в продуктах питания.32. потомство одной пары воробьев за 10 лет теоретически может составить более 200 млрд особей. объясните, почему этого не происходит в природе.33. вирусы — неклеточная форма жизни, особенности их строения и функционирования. вирусы — возбудители заболеваний.34. особенности скелета человека, связанные с прямо-хождением и трудовой деятельностью.35. изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека.36. характеристика царства животных. роль животных в биосфере.37. учение ч. дарвина об эволюции органического мира.38. сходства и отличия человека и млекопитающих животных.39. строение и жизнедеятельность растительной и животной клеток. их сходство и различие.40. наследственные заболевания человека, их .41. приспособленность организмов к среде обитания — результат эволюции.42. рефлекс — основа нервной деятельности. безусловные и условные рефлексы, их роль в жизни человека и животных.43. многообразие видов — результат эволюции. редкие и исчезающие виды растений и животных, меры по их сохранению.44. факторы, сохраняющие и разрушающие здоровье человека.45. доказательства происхождения человека от животных.46. характеристика царства грибов.47. основные методы селекции растений и животных.48. лишайники, их строение, место в системе органического мира, роль в природе.49. загрязнение природной среды мутагенами, его последствия.50. гормоны, их роль в регуляции деятельности организма.51. вид, его характеристика. многообразие видов.52. ферменты, их роль в организме.53. движущие силы эволюции, их взаимосвязь.54. высшая нервная деятельность человека, социальная обусловленность его поведения.55. изменения в биосфере под влиянием деятельности человека.56. гигиена умственного и труда. приемы, способствующие повышению его продуктивности.57. уровни организации живой природы, их характеристика.58. вредные привычки, их отрицательное влияние на организм.59. основные направления эволюции органического мира.60. бактерии, их строение, место в системе органического мира, роль в природе.61. экологические факторы, их влияние на организм. 62. основные направления развития биотехнологии.