7. Пробанд має захворювання - галактоземію (порушення вуг-
леводного обміну), яке передається аутосомно-рецесивним шля-
хом. Його батьки не мають цього захворювання. Відомо, що по
лінії матері це захворювання мав прадід, а інші родичі не мали.
Дружина пробанда не має цього захворювання, у родині також
це захворювання не траплялося. Побудуйте родовід (3 правила-
ми можна ознайомитися на наступній сторінці). Установіть гено-
типи пробанда і його батьків. Якою є ймовірність народження в
пробанда дитини з цим захворюванням?
Мутации имееют место 1 раз каждые десять миллионов процессов репликации. По сравнению с количеством клеток в теле человека это число мизерное.
Хромосомы – структуры, в которые упакован наш генетический материал, а именно ДНК. Хромосомные мутации – это любые ошибки, которые происходят во время митоза и мейоза. В отличие от мутаций генов, которые включают в себя изменения в сегменте ДНК в хромосоме, хромосомное мутации происходят во всей хромосоме (по всему ДНК). Существуют три типа таких мутаций: изменение структуры хромосом, количества хромосом и мутации в х и у хромосомах.
Структура хромосом:
1) Делеция – потеря фрагмента хромосомы
2) Дупликация – повторение участка
3) Инверсия – поворот фрагмента в 180 градусов
4) Транслокация – перемещение фрагмента одной хромосомы в другую.
Геномные мутаций - это изменения числа хромосом.
"Вести ФМ": Константин Львович, доброе утро! Все-таки грозят ли подмосковным водоемам эти опасные для человека водоросли?
Тарасов: Вы знаете, так точно предвидеть нельзя. Вообще, обстановка более-менее благоприятная для них. Вот мне только одно непонятно из этой информации, почему они отбирают кислород? Наоборот, в них же осуществляется фотосинтез, и они выделяют кислород, как любые растения.
"Вести ФМ": Но, главная проблема – это все-таки опасность для человека.
Тарасов: Для человека – да.
"Вести ФМ": Как обнаружить эту водоросль в любом подмосковном водоеме? Как понять, что в этом водоеме купаться нельзя? И нельзя ли? Может быть, действительно не так и страшно?
Тарасов: Понимаете, по окраске. Особенно хорошо обратить внимание на лужи. Если все-таки долго стоящие лужи бывают даже где-то на мостовых у тротуаров, они даже в такую погоду сохраняются. И вот в таких лужах бывает такая муть зеленая с синеватым оттенком. Вот это сине-зеленые водоросли. Вот если такая же картина наблюдается где-то в каких-то водоемах, конечно же, там лучше не купаться и уж, во всяком случае, не пить, и лучше не заглатывать воду. Некоторые любят во время купания заглатывать воду. Этого делать там нельзя. Лучше, конечно, вообще в эти водоемы не идти. Ну, вот я могу привести пример один. Есть такая водоросль, очень ядовитая, кстати, она видна невооруженным глазом. Это маленькие такие как бы хлопья удлиненные, иногда слегка загнутые, наподобие такого вытянутого полумесяца, которые плавают в водоемах прямо в толще воды, ну где-то ближе к поверхности. Это очень ядовитая водоросль. Конечно, там ни в коем случае не купаться, ни тем паче брать на питье воду, нельзя.
"Вести ФМ": Есть опасность попадания этих водорослей, например, в водохранилища и, соответственно, в питьевую воду?
Тарасов: В питьевую – вряд ли, потому что у нас вообще система водоочистки достаточно хорошо налажена. Так что я считаю, что это практически нулевая опасность. А вот в водохранилища, конечно, могут попадать. Почему же нет? Конечно, могут.
"Вести ФМ": Есть еще такая проблема – не только опасные водоросли, но самые обычные, которые мы видим каждый год и без аномальной жары и, в общем-то, они тоже, если не опасны, то, по крайней мере, дискомфортно купаться в такой воде. Приходила информация даже о том, что в одном из водоемов в России женщина просто запуталась в этих водорослях и не смогла выбраться. Как быть с этим? И мы же знаем, что чистятся только водоемы официальных пляжей, а купаются люди везде?
Тарасов: Ну, это вообще-то не водоросли, это высшие водные растения. Водоросль – это в основном микроскопические во внутренних водоемах. А это не водоросли. Это водная растительность. Ну что? Ну, не идти туда, они же видны. Если видно, что там заросли, туда не идти. Вот и все. Идти в другое место куда-то, где их нет.
"Вести ФМ": То есть, если мы видим, что водоем полузаболочен, в нем плавают какие-то непонятные зеленые растения и странный запах, лучше в эту воду просто не лезть.
Тарасов: Ну, вот торфяные озера обычно очень чистые бывают. Где старые торфяные выработки, где торф добывали. К ним подойти трудно, потому что там все это топкое, но сами эти водоемы более-менее чистые. Но вообще лучше проточную воду предпочитать, ведь проточная вода чище.
"Вести ФМ": Константин Львович, насколько действительно влияет на ситуацию аномальная жара, или то, что мы видим с этими водорослями, совершенно нормальное явление и с жарой не очень, в общем-то, связано?
Тарасов: Нет, связано, конечно, потому что очень многие водоросли, в частности, сине-зеленые, которые как раз единственные такие ядовитые, что до смертельного исхода может быть, конечно, предпочитают более теплую воду.