Часть 1(выберите ОДИН правильный ответ организмов реагировать на изменения в окружающей
среде:
а) обмен вещества и энергии;
б) рост;
в) размножение;
г) раздражимость.
2.Воспроизведение природных явлений в лаборатории это:
а) эксперимент;
б) наблюдение;
в) измерение.
3 Какое оборудование ты будешь использовать
при изучении
химических свойств вещества :
а) бинокль;
б) мензурку;
в) линейку;
4.Структуры клетки, выполняющие определенную работу, называют:
а) деталями;
б) органами;
в) органоидами;
г) отделами.
5.Процесс фотосинтеза осуществляется в:
а) ядре;
б) цитоплазме;
в) хлоропластах;
г) яйцеклетках.
6.Определите основную роль углеводов в организме:
а) строительная;
б) запасающая;
в)энергетическая;
г) защитная;
д) передача наследственной информации.
7.От потери тепла животных защищают:
а) белки;
б)жиры;
в)углеводы;
г)нуклеиновые кислоты.
8.Выберите сложные вещества:
а) алмаз;
б) сахар;
в) вода;
г) кислород.
9.Выберите физическое (звуковое) явление в природе:
а) нагрев земной поверхности Солнцем;
б) образование бархан;
в) эхо;
г) образование шаровой молнии.
10 Систематизировал знания о разнообразии организмов:
а) Ч.Дарвин;
б) Аристотель;
в) К.Линней;
г) В.Вернадский
11.К царству бактерий относят организмы, которые :
а) не имеют ядра;
б) не имеют клеточного строения;
в) состоят из разных по строению клеток;
г) питаются органическими веществами, которые сами производят.
12.У папоротников, в отличие от покрытосеменных растений, не
образуются:
а) споры;
б) корни;
в) плоды;
г) листья;
13.Покрытосеменные, в отличие от голосеменных
а) имеют клеточное строение;
б) имеют цветок и плод;
в) размножаются семенами.
14 Выберите растение, относящееся к декоративным:
а) пшеница;
б) лилия;
в) хлопчатник ;
г) свёкла.
15.Рифы образуются скоплением:
а) гидр;
б) кораллов;
в) моллюсков;
г) мидий. 16.Переносчиком опасного заболевания, как сыпной тиф, является:
а) клещ;
б) жук;
в) вошь;
г) комар.
17.Главной особенностью водной среды обитания являются:
а) достаточное количество воды и незначительное колебание температуры;
б) достаточное количество кислорода и резкие колебания температуры воды;
в) недостаточное количество углекислого газа и значительные изменения
температуры воды.
18.Донными обитателями не являются:
а)морские звезды;
б)камбала;
в)скаты;
г)крабы
Часть 2
1.Найди соответствие(вставьте в табличку соответствующие буквы).
Наука
Определение
1.Орнитология
А.Наука о Протистология
Б.Наука о наука о растениях
3.Ботаника
В.Наука о птицах
1
2
3
2.Установите последовательность этапов развития шляпочного гриба,
начиная с образования спор:
а) образование спор на нижней стороне шляпки гриба;
б) рассеивание спор ветром, водой;
в) созревание спор;
г) формирование гифов гриба;
д) прорастание спор в благоприятных условиях;
е) формирование плодового тела и грибницы.
3.Найдите соответствие((вставьте в табличку соответствующие буквы):
1.Ламинария
А. Голосеменные
2.Ель
Б.Гриб
3.Дрожжи
В.Покрытосеменные
4.Яблоня
Г.Водоросль
1
2
3
4
4.Заполните таблицу, используя цифры.
Зона тундры
Климат
Растения
Животные
1.Зимой холодно;
2.Саксаул;
3.Нет смены времён года;
4.Лемминг;
5.Круглый год жарко;
6.Коала;
7.Сменяются полярная ночь и день;
8.Ель;
9.Ягель;
10.Муравьед;
11.Выделяют 2 сезона-сухой и влажный.
12.Карликовая берёза;
13.Лось.
5.Установите верную последовательность этапов эволюции человека
(запишите последовательность букв):
а) кроманьонец;
б) человек умелый;
в) неандерталец;
г) человек прямоходящий;
д) австралопитек.
Часть 3
1.Каково значение голосеменных растений в природе и жизни человека?
2.Что такое опустынивание и как с ним бороться?
Семя развивается на поверхности семенной чешуи. Оно представляет собой многоклеточную структуру, объединяющую запасающую ткань — эндосперм, зародыш и специальный защитный покров. До оплодотворения в центральной части семязачатка имеется нуцеллус, который постепенно вытесняется эндоспермом. Эндосперм гаплоидный и образуется из тканей женского гаметофита.
У саговников и гинкго наружный слой семенной кожуры мягкий и мясистый, средний слой твёрдый, а внутренний слой к моменту созревания семени плёнчатый. Семена распространяются различными животными, которые поедают саркотесту, не повреждая склеротесты.
У тиса и подокарпуса семена окружены мясистым ариллусом — сильно видоизменённой чешуёй женской шишки. Сочный и ярко окрашенный ариллус привлекает птиц, которые распространяют семена этих хвойных. Ариллусы многих видов подокарпуса съедобны и для человека.
Строение семян покрытосеменныхСеменная кожураСнаружи семя покрыто семенной кожурой, которая защищает внутренние части семени от высыхания и механических повреждений. Семенная кожура развивается из покровов семяпочки.
ЭндоспермЭндосперм — ткань, содержащаяся внутри семени, обычно окружающая зародыш и снабжающая его питательными веществами в ходе развития. У голосеменных эндосперм представляет собой ткань женского гаметофита. Часто на ранних стадиях развития он имеет синцитиальное строение, позднее в нём формируются клеточные стенки. Клетки эндосперма исходно гаплоидные, но могут становиться полиплоидными. У цветковых эндосперм обычно образуется в ходе двойного оплодотворения в результате слияния центральной клетки зародышевого мешка с одним из спермиев. У многих цветковых клетки эндосперма триплоидны. У кувшинки эндосперм образуется при слиянии спермия с гаплоидной клеткой зародышевого мешка, так что его ядра диплоидны. У многих цветковых ядра эндосперма имеют набор хромосом более чем 3n.
ПериспермПерисперм схож по функциям с эндоспермом, но имеет диплоидный набор хромосом, содержит малое количество белковых веществ, в основном крахмал, а иногда и жиры. Может выполнять роль основной запасающей ткани как самостоятельно, так и наряду с эндоспермом.
ЗародышПод кожурой находится зародыш — маленькое будущее растение. Зародыш у многих цветковых состоит из зародышевого корешка, зародышевого стебелька, зародышевой почечки и семядолей. У других групп зародыш до прорастания семени не имеет дифференцированных органов.
Наземно-воздушная среда весьма разнообразна. Растения при к определенным условиям среды. Одни растут на хорошо освещенных участках, другие — в затененных. Одни растения не переносят холода и живут только в теплых широтах, другие — при к сезонным колебаниям температуры. Из-за такого разнообразия сред растения наземно-воздушной среды отличаются множеством различных форм.
Почвенная среда обитания находится в почве — верхнем плодородном слое земной коры. Почва образуется как смешение частиц распавшихся горных пород и остатков живых организмов (перегноя). Света здесь почти нет, поэтому в почве могут обитать только мелкие водоросли. Однако здесь находятся семена и споры растений, а также корни. Почвенная среда обитания населена в основном бактериями, животными и грибами.
Организменная среда — это тело какого-либо живого организма, которое используется для жизни другим организмом (паразитом). Обычно организм-хозяин дает питательные вещества паразитирующему организму. Например, растение повилика паразитирует на стеблях других растений, поглощая из них питательные вещества.