Первым просыпается козлобородник луговой – с 3 до 4 утра он начинает раскрываться соцветия цикория дикого раскрываются с 4 до 5 утра осот огородный (луговой) открывается в 5 часов утра одуванчик обыкновенный раскрывает желтые цветки с 5 до 6 утра ястребинка зонтичная откроется не раньше 6 утра осот полевой, ястребинка волосистая – в 6 – 7 часов утра белая кувшинка, латук огородный, кукушкины слезки – открываются в 7 утра туника проросшая – с 7 до 8 утра ноготки, бархатцы и прекрасная водяная лилия – лотос - просыпаются к 9 часам утражизнедеятельность цветов, как выяснилось, подчинена определенным биоритмам. это наиболее отчетливо проявляется у цветов, имеющих яркие и крупные лепестки. венчики многих цветов, подчиняясь строгому ритму, который задает вращение земли, раскрываются и закрываются в определенное время суток. цикорий и козлобородник раскрываются в 3 - 4 часа утра, мак и шиповник - в 5 часов, одуванчик и барвинок - в 6 часов, колокольчики и кувшинки - в 7 часов, вьюнки и бархатцы - в 8 часов, ноготки - в 9 часов. уже после полудня цветки начинают закрываться: колокольчик - в 13 - 14 часов, маки одуванчик - в 14 - 15 часов, цикорий - в 15 - 16 часов, ноготки и бархатцы - в 16 часов, гвоздика и барвинок - в 17 часов, лютики - в 18 - 19 часов, шиповник - в 19 - 20 часов. только ночная фиалка, горицвет и сон-трава предпочитают лунное сияние солнечному свету, поэтому распускаются эти цветы только ночью. еще в древности люди обнаружили способность цветов открываться и закрываться в определенное время. в древней греции и риме на цветниках сажали такие растения, которые в разное время дня открывали и закрывали свои венчики, тем самым как бы указывая время. а в 1720 году в городе упсала в швеции были созданы первые в мире солнечные часы - "часы флоры". сделал их к. линней, использовав тем самым способность цветов "ориентироваться во времени". циферблат этих часов состоял из нескольких секторов, и в каждом росли цветы определенного вида. по таким часам можно было довольно точно, с разницей всего в полчаса, определить время. правда, "работали" необычные часы только в солнечную погоду, так как в пасмурные дни некоторые цветки совсем не открывались. а из-за того, что выбор цветов у линнея был не такой уж большой, его часы не могли идти круглосуточно.
1. в чем основное отличие развития с метаморфозом и без него?
при развитии с метаморфозом взрослые особи и их личиночные стадии совершенно непохожи. при развитии без превращения личинка похожа на взрослую особь.
2. каковы преимущества и недостатки метаморфоза?
при развитии с метаморфозом личинки не только внешне непохожи на взрослых особей. у них может быть другой среда обитания, способ передвижения, пища. это является большим преимуществом, поскольку снижается конкуренция между особями одного вида за территорию и пищу. недостатком такого развития является то, что зачастую личинки являются уязвимыми и имеют небольшую выживаемость. для развития личинок и взрослых особей в разных средах необходимы разнообразные природные условия. часто случается, что небольшие лужи и ручьи пересыхают еще до момента окончательного развития личинки.
3. какие известные вам животные развиваются с превращение, а какие – без него?
развитие с превращением характерно для бабочек, жуков, лягушек, моллюсков. развитие без превращение наблюдается у дождевых червей, пауков, клопов, кузнечиков, тараканов, рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.
4. рассмотрите рисунки 184, 186, 187. какое приспособительное значение для животных имеет развитие с превращением?
при развитии с метаморфозом личинки не только внешне непохожи на взрослых особей. у них может быть другой среда обитания, способ передвижения, пища. это является большим преимуществом, поскольку снижается конкуренция между особями одного вида за территорию и пищу.
5. почему неблагоприятные условия жизни удлиняют развитие личиночной стадии?
как правило, в личиночной стадии организмы активно питаются. достаточное питание – необходимое условие дальнейшего превращения. при неблагоприятных условиях личинка более продолжительное время накапливает энергию для развития.
работая в группах, рассмотрите рисунок 184 и составьте схемы развития животных: многощетинкового червя полихеты, брюхоногого моллюска, морского ежа, майского жука, лягушки.
1. в чем основное отличие развития с метаморфозом и без него?
при развитии с метаморфозом взрослые особи и их личиночные стадии совершенно непохожи. при развитии без превращения личинка похожа на взрослую особь.
2. каковы преимущества и недостатки метаморфоза?
при развитии с метаморфозом личинки не только внешне непохожи на взрослых особей. у них может быть другой среда обитания, способ передвижения, пища. это является большим преимуществом, поскольку снижается конкуренция между особями одного вида за территорию и пищу. недостатком такого развития является то, что зачастую личинки являются уязвимыми и имеют небольшую выживаемость. для развития личинок и взрослых особей в разных средах необходимы разнообразные природные условия. часто случается, что небольшие лужи и ручьи пересыхают еще до момента окончательного развития личинки.
3. какие известные вам животные развиваются с превращение, а какие – без него?
развитие с превращением характерно для бабочек, жуков, лягушек, моллюсков. развитие без превращение наблюдается у дождевых червей, пауков, клопов, кузнечиков, тараканов, рыб, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.
4. рассмотрите рисунки 184, 186, 187. какое приспособительное значение для животных имеет развитие с превращением?
при развитии с метаморфозом личинки не только внешне непохожи на взрослых особей. у них может быть другой среда обитания, способ передвижения, пища. это является большим преимуществом, поскольку снижается конкуренция между особями одного вида за территорию и пищу.
5. почему неблагоприятные условия жизни удлиняют развитие личиночной стадии?
как правило, в личиночной стадии организмы активно питаются. достаточное питание – необходимое условие дальнейшего превращения. при неблагоприятных условиях личинка более продолжительное время накапливает энергию для развития.
работая в группах, рассмотрите рисунок 184 и составьте схемы развития животных: многощетинкового червя полихеты, брюхоногого моллюска, морского ежа, майского жука, лягушки.
многощетинковый червь: яйцо – личинка – взрослая особь.
брюхоногий моллюск: яйцо – личинка - взрослая особь.
морской еж: яйцо – личинка – взрослая особь.
майский жук: яйцо – личинка – куколка – взрослая особь.
лягушка: яйцо – личинка (головастик) - лягушонок – взрослая особь.