Опыты к занятиям по теме «Лист»Может ли растение дышать?Цель: выявить потребность растения в воздухе, дыхании; понять, как происходит процесс дыхания у растений. Оборудование: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа. Ход опыта: Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Обучающиеся определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями. Через неделю делают вывод: листья «дышат» своей нижней стороной, потому что те листья, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли. Как дышат растения?Цель: определить, что все части растения участвуют в дыхании. Оборудование: прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа Ход опыта: Педагог предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Педагог с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности: наливают в бутылку воды, оставив ее незаполненной на 2—3 см;вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой;здесь же проделывают отверстие для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином;встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух.Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха. Дети делают вывод о том, что воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду. Какой газ выделяет растение на свету?Цель: установить, что растение при фотосинтезе выделяет кислород. Оборудование: большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички. Ход опыта: Педагог предлагает детям выяснить, почему в лесу так легко дышится. Обучающиеся предполагают, что растения выделяют кислород, необходимый для дыхания человека. Предположение доказывают опытом: помещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое, светлое место (если растение дает кислород, в банке его должно стать больше). Через 1—2 суток педагог ставить перед детьми вопрос, как узнать, накопился ли в банке кислород (кислород горит). Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки. Сделать вывод с использованием модели зависимости животных и человека от растений (растения нужны животным и человеку для дыхания). Во всех ли листьях происходит фотосинтез?Цель: доказать, что фотосинтез происходит во всех листьях. Оборудование: кипяток, лист бегонии (обратная сторона окрашена в бордовый цвет), емкость белого цвета. Ход опыта: Педагог предлагает выяснить, происходит ли фотосинтез в листьях, окрашенных не в зеленый цвет (у бегонии обратная сторона листа окрашена в бордовый цвет). Обучающиеся предполагают, что в этом листе не происходит фотосинтез. Педагог предлагает детям поместить лист в кипящую воду, через 5—7 минут его рассмотреть, зарисовать результат. Лист становится зеленым, а вода изменяет окраску. Делают вывод, что в листе происходит фотосинтез.
Как растения, так и животные — это многоклеточные организмы. А поскольку многоклеточным организмам необходимо выполнять в процессе своей жизнедеятельности огромное множество разнообразных функций, то эволюционно сформировалась система дифференциации клеток, составляющих организм, на различные ткани — группы клеток, схожих по своему строению и выполняющих примерно одну и ту же роль.
Для растений характерно наличие следующих тканей:
-меристема. Ткань, из которой происходит развитие разнообразных органов и систем растения. Обладает очень длительный период сохраняющейся к делению.
-покровная ткань. Необходимо для защитной функции. Создаёт каркас, на который опираются все прочие ткани и органы растения.
-проводящая ткань. Обеспечивает формирование органов растения, по которым происходит транспорт веществ в различные участки его организма, например, из листьев в корни и наоборот.
-основная ткань. Формирует органы, которые участвуют в фотосинтезе и перспирации. Иногда также участвует в образовании сосудистых пучков.
Для животных характерно наличие следующих тканей:
-эпителиальная ткань. Покрывает всю внешнюю поверхность большинства организмов, а также выстилает большую часть внутренней поверхности всех полых органов и принимает участие в работе желёз. Ногти и волосы — это также производные данной ткани.
-соединительная ткань. Служит для связывания разнообразных клеток между собой, формирует некий плотный каркас (у большинства животных — скелет). Участвует в образовании рубцов, хрящей, суставов и связок.
-нервная ткань. Формирует головной и спинной мозг, а также связывает через свои периферические отделы все части многоклеточного животного организма в единое целое существо, контролируемое центральной нервной системой.
-мышечная ткань. Формирует мышцы, которые необходимы всем живым организмам животной природы для удовлетворения базовых инстинктов и потребностей.
Оборудование: комнатное растение, трубочки для коктейля, вазелин, лупа.
Ход опыта: Педагог спрашивает, дышат ли растения, как доказать, что дышат. Обучающиеся определяют, опираясь на знания о процессе дыхания у человека, что при дыхании воздух должен поступать внутрь растения и выходить из него. Вдыхают и выдыхают через трубочку. Затем отверстие трубочки замазывают вазелином. Дети пытаются дышать через трубочку и делают вывод, что вазелин не пропускает воздух. Выдвигается гипотеза, что растения имеют в листочках очень мелкие отверстия, через которые дышат. Чтобы проверить это, смазывают одну или обе стороны листа вазелином, ежедневно в течение недели наблюдают за листьями. Через неделю делают вывод: листья «дышат» своей нижней стороной, потому что те листья, которые были смазаны вазелином с нижней стороны, погибли.
Как дышат растения?Цель: определить, что все части растения участвуют в дыхании.
Оборудование: прозрачная емкость с водой, лист на длинном черешке или стебельке, трубочка для коктейля, лупа
Ход опыта: Педагог предлагает узнать, проходит ли воздух через листья внутрь растения. Высказываются предположения о том, как обнаружить воздух: дети рассматривают срез стебля через лупу (есть отверстия), погружают стебель в воду (наблюдают выделение пузырьков из стебля). Педагог с детьми проводит опыт «Сквозь лист» в следующей последовательности:
наливают в бутылку воды, оставив ее незаполненной на 2—3 см;вставляют лист в бутылку так, чтобы кончик стебля погрузился в воду; плотно замазывают пластилином отверстие бутылки, как пробкой;здесь же проделывают отверстие для соломинки и вставляют ее так, чтобы кончик не достал до воды, закрепляют соломинку пластилином;встав перед зеркалом, отсасывают из бутылки воздух.Из погруженного в воду конца стебля начинают выходить пузырьки воздуха. Дети делают вывод о том, что воздух через лист проходит в стебель, так как видно выделение пузырьков воздуха в воду.
Какой газ выделяет растение на свету?Цель: установить, что растение при фотосинтезе выделяет кислород.
Оборудование: большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок растения в воде или маленький горшочек с растением, лучинка, спички.
Ход опыта: Педагог предлагает детям выяснить, почему в лесу так легко дышится. Обучающиеся предполагают, что растения выделяют кислород, необходимый для дыхания человека. Предположение доказывают опытом: помещают внутрь высокой прозрачной емкости с герметичной крышкой горшочек с растением (или черенок). Ставят в теплое, светлое место (если растение дает кислород, в банке его должно стать больше). Через 1—2 суток педагог ставить перед детьми вопрос, как узнать, накопился ли в банке кислород (кислород горит). Наблюдают за яркой вспышкой пламени лучинки, внесенной в емкость сразу после снятия крышки. Сделать вывод с использованием модели зависимости животных и человека от растений (растения нужны животным и человеку для дыхания).
Во всех ли листьях происходит фотосинтез?Цель: доказать, что фотосинтез происходит во всех листьях.
Оборудование: кипяток, лист бегонии (обратная сторона окрашена в бордовый цвет), емкость белого цвета.
Ход опыта: Педагог предлагает выяснить, происходит ли фотосинтез в листьях, окрашенных не в зеленый цвет (у бегонии обратная сторона листа окрашена в бордовый цвет). Обучающиеся предполагают, что в этом листе не происходит фотосинтез. Педагог предлагает детям поместить лист в кипящую воду, через 5—7 минут его рассмотреть, зарисовать результат. Лист становится зеленым, а вода изменяет окраску. Делают вывод, что в листе происходит фотосинтез.
Как растения, так и животные — это многоклеточные организмы. А поскольку многоклеточным организмам необходимо выполнять в процессе своей жизнедеятельности огромное множество разнообразных функций, то эволюционно сформировалась система дифференциации клеток, составляющих организм, на различные ткани — группы клеток, схожих по своему строению и выполняющих примерно одну и ту же роль.
Для растений характерно наличие следующих тканей:
-меристема. Ткань, из которой происходит развитие разнообразных органов и систем растения. Обладает очень длительный период сохраняющейся к делению.
-покровная ткань. Необходимо для защитной функции. Создаёт каркас, на который опираются все прочие ткани и органы растения.
-проводящая ткань. Обеспечивает формирование органов растения, по которым происходит транспорт веществ в различные участки его организма, например, из листьев в корни и наоборот.
-основная ткань. Формирует органы, которые участвуют в фотосинтезе и перспирации. Иногда также участвует в образовании сосудистых пучков.
Для животных характерно наличие следующих тканей:
-эпителиальная ткань. Покрывает всю внешнюю поверхность большинства организмов, а также выстилает большую часть внутренней поверхности всех полых органов и принимает участие в работе желёз. Ногти и волосы — это также производные данной ткани.
-соединительная ткань. Служит для связывания разнообразных клеток между собой, формирует некий плотный каркас (у большинства животных — скелет). Участвует в образовании рубцов, хрящей, суставов и связок.
-нервная ткань. Формирует головной и спинной мозг, а также связывает через свои периферические отделы все части многоклеточного животного организма в единое целое существо, контролируемое центральной нервной системой.
-мышечная ткань. Формирует мышцы, которые необходимы всем живым организмам животной природы для удовлетворения базовых инстинктов и потребностей.