Лабораторная работа №4
Изучение изменчивости у растений и животных, построение вариационной кривой
Цель:
Ход работы.
1. Рассмотрите несколько растений (семена,листья) или животных одного вида, сравните их размеры (или посчитайте количество листовых пластинок у сложных листьев).
2. Данные занесите в таблицу, у которой по горизонтали сначала поместите рял чисел, которые показывают последовательность изменения признака (например, количество зерновок в колосе, размер семян, длину листовой пластинки, раковины моллюска), ниже – частоту встречаемости каждого признака. Определите, какие признаки встречаются чаще.
V (варианта) P (частота встречаемости) 3. Нарисуйте на графике зависимость между изменениями признака и частотой его встречаемости.
4. Сделайте вывод о частоте встречаемости признака (количество зерновок в колосе, размер семян, длину листовой пластинки, раковины моллюска).
5. Какая закономерность мадификационной изменчивости вами определена?
6. О чём свидетельствует длина вариационного ряда?
7. Объясните причины схожести и отличия особей одного вида.
8. От чего зависит размах мадификационной изменчивости?
Приложение 1.
1. Проведите статистический анализ мадификационной изменчивости при прерывистом типе вариации на примере распределения в папуляции ветреницы дубравной по количеству лепестков в цветке на собранном во время экскурсии материале, представленном в таблице.
6 6 7 6 6 5 6 7 6 6
6 6 8 6 6 6 7 6 7 6
6 6 7 6 5 6 6 7 6 6
7 6 6 7 6 6 7 7 6 6
6 6 8 6 7 6 8 6 6 6
6 7 6 6 6 5 6 6 7 6
6 6 7 6 7 6 6 6 7 6
6 7 5 7 7 6 7 6 8 6
6 7 6 6 6 6 9 6 6 6
6 6 7 6 6 6 6 7 6 6
2. Проведите статистический анализ мадификационной изменчивости при прерывистом типе вариации на примере распределения в папуляции костра полевого по количеству колосков в метёлке на собранном во время экскурсии материале, представленном в таблице.
8 7 6 6 7 6 6 7 7 5
6 8 5 7 8 6 6 7 7 6
7 6 7 8 7 6 7 8 7 7
5 6 7 6 7 8 7 7 6 8
7 7 7 8 6 6 7 7 7 8
7 5 5 10 7 8 8 9 8 8
7 9 7 8 9 9 8 8 6 10
7 8 7 9 7 7 9 6 6 8
9 8 9 8 9 9 9 9 9 10
6 9 8 8 7 7 7 8 9 10
3. Дайте статистическую оценку изменчивости количественного признака при непрерывном типе вариации на примере распределения по длине метёлки у костра полевого. Используйте материал, представленный в таблице.
13 11 7 10 5 8 11 9 9 13
11 9 9 11 12 10 11 9 7 6
7 11 8 12 9 9 10 10 8 10
10 10 9 6 7 7 10 9 8 8
10 11 11 9 8 9 10 11 9 8
14 10 10 14 9 12 7 12 8 8
8 9 7 7 7 9 12 6 8 9
8 8 10 8 8 10 7 8 7 11
6 7 10 11 10 12 10 9 7 7
7 9 6 8 8 11 9 9 8 10
4. Дайте статистическую оценку изменчивости количественного признака при непрерывном типе вариации на примере распределения в папуляции одуванчика лекарственного по диаметру цветоложа. Используйте материал, представленный в таблице.
9 8 5 9 6 6 7 9 8 5
8 8 6 8 5 6 5 8 5 6
7 7 7 5 6 7 4 8 6 5
5 5 6 6 6 8 6 6 7 6
9 4 6 6 8 4 6 4 5 5
8. 7 6 5 6 10 7 7 6 6
10 7 7 5 8 6 7 6 6 6
7 6 5 5 9 7 6 6. 5 7
8 6 5 3 8 7 7 5 5 5
7 7 7 7 5 6 9 7 7 6
5. Дайте статистическую оценку изменчивости количественного признака при непрерывном типе вариации на примере распределения в папуляции одуванчика лекарственного по длине цветоноса. Используйте материал, представленный в таблице.
44 41 37 41000 41 46 41 53 40 23
26 30 36 26 26 34 31 11 36 34
31 34 38 33 37 36 38 30 28 39
27 23 27 42 25 35 32 34 29 43
46 43 26 37 35 37 38 41 32 27
36 35 27 42 32 30 33 34 40 30
26 41 36 42 27 34 36 23 37 14
19 20 16 23 41 23 20 28 35 31
36 32 32 36 27 28 25 29 30 22
36 34 39 37 25 30 36 32 27 27
РИСУНКИ/ТАБЛИЦЫ ВО ВЛОЖЕНИИ
Цель данной работы состоит в изучении изменчивости и построении вариационной кривой. Чтобы достичь этой цели, предлагается выполнить следующие шаги:
1. Взгляни на несколько растений (семена, листья) или животных одного вида и сравни их размеры или количество листовых пластинок у сложных листьев.
2. Занеси полученные данные в таблицу. По горизонтали размести ряд чисел, отражающих последовательность изменения признака (например, количество зерновок в колосе, размер семян, длина листовой пластинки, раковины моллюска). Ниже запиши частоту встречаемости каждого признака. Узнай, какие признаки встречаются чаще других.
3. Нарисуй график, отображающий зависимость между изменениями признака и его частотой встречаемости.
4. Сделай вывод о частоте встречаемости признака (количество зерновок в колосе, размер семян, длина листовой пластинки, раковины моллюска).
5. Определи закономерность модификационной изменчивости, которую ты обнаружил.
6. Объясни, что означает длина вариационного ряда.
7. Объясни причины, по которым разные особи одного вида могут быть похожими или отличаться друг от друга.
8. Объясни, от каких факторов зависит размах модификационной изменчивости.
Приложение 1:
1. Проведи статистический анализ модификационной изменчивости при прерывистом типе вариации для ветреницы дубравной, основываясь на распределении количества лепестков в цветке. Для этого используй представленные в таблице данные.
2. Проведи статистический анализ модификационной изменчивости при прерывистом типе вариации для костра полевого, основываясь на распределении количества колосков в метёлке. Используй данные из таблицы.
3. Дай статистическую оценку изменчивости количественного признака при непрерывном типе вариации для костра полевого, исходя из распределения по длине метёлки. Используй представленные данные в таблице.
4. Дай статистическую оценку изменчивости количественного признака при непрерывном типе вариации для одуванчика лекарственного, исходя из распределения по диаметру цветоложа. Пользуйся данными из таблицы.
5. Дай статистическую оценку изменчивости количественного признака при непрерывном типе вариации для одуванчика лекарственного, исходя из распределения по длине цветоноса. Примени данные из таблицы.
Если у тебя появятся вопросы или ты будешь нуждаться в дополнительных объяснениях, не стесняйся обратиться ко мне. Желаю тебе успехов в выполнении этой лабораторной работы!