Назовите нижние границы биосферы *
нижние слои атмосферы до высоты 20 км
верхние слои литосферы до глубины 1-2 км
до дна Марианской впадины более 11 км
до экзосферы
Причина, по которой верхняя граница биосферы находится на высоте 20 км *
размещается озоновый слой
отсутствует свет
очень низкая температура
отсутствует кислород
Наименьшая концентрация жизни наблюдается... *
в смешанных и широколиственные леса
территория приливно-отливных зон
морские глубины
везде одинаково
Главный и основной компонент в биосфере? *
Косное вещество
Живое вещество
Биокосное вещество
Биогенное вещество
Неживые тела, которые образуются без участия живых организмов * (и тут картинка лавы)
живое вещество
биогенное вещество
косное вещество
биокосное вещество
Различные типы почв относятся к *
биокосное вещество
косное вещество
живое вещество
биогенное вещество
Вещества, создаваемые и перерабатываемые живыми организмами *
биокосное вещество
косное вещество
живое вещество
биогенное вещество
Устойчивость биосферы как глобальной экосистемы определяется *
конкуренцией между организмами
разнообразием ее видового состава
популяционными волнами
Вариант 4
закономерностями наследственности и изменчивости организмов
Органы дыхания лягушки
У взрослой лягушки органами дыхания служат легкие (pulmones) и в не меньшей степени кожа, к которой подходят большие кровеносные сосуды.
У многих земноводных кожное дыхание почти единственный дыхания взрослых животных. Кожное дыхание часто дополняется ротоглоточным дыханием (почти у всех хвостатых и многих бесхвостых земноводных). В последнем случае газообмен осуществляется и через слизистую оболочку ротовой и глоточной полостей, снабженных густой сетью капилляров.
Легкие земноводных представляют собой парные мешки, имеющие тонкие, ячеистые с внутренней поверхности стенки. Дыхательная поверхность легких еще мала и относится к поверхности кожи как 2 : 3 (у млекопитающих дыхательная поверхность легких в 50—100 раз больше поверхности кожи).
Дыхательные пути у бесхвостых земноводных развиты крайне слабо и представлены лишь короткой гортанно-трахейной камерой, непосредственно переходящей в полость легких. Гортанную щель лягушки окружают парны черпаловидные хрящи, на которые натянуты голосовые связки, представляющие собой две складки слизистой оболочки. Эти складки ограничивают с боков гортанную щель. Они могут натягиваться, и когда воздух, выдыхаемый из легких, приводит их в колебательное движение, они издают звук. Скелет гортани, свойственный только высшим земноводным, по-видимому, гомологичен брюшному отделу последней, V жаберной дуге рыб.
В связи с отсутствием у земноводных грудной клетки механизм легочного дыхания у них, в отличие от других позвоночных, не всасывательного, а нагнетательного типа. Животное сперва набирает воздух в ротовую полость, для чего открывает ноздри и опускает ротовое дно. Затем оно закрывает ноздри клапанами открывает гортанную щель и поднимает ротовое дно действием межчелюстной и межгиоидной мускулатуры, в результате чего воздух проталкивается в легкие. Объем перегоняемого воздуха возрастает пропорционально квадрату расстояния между ветвями челюсти. Поэтому череп земноводных и приобрел характерную широкую и уплощенную форму.
Удаление воздуха из легких происходит благодаря действию брюшной мускулатуры и спадению стенок легких.
Приёмы технологии РКМ
"Тонкие и толстые во Прием "Тонкие и толстые во может быть использован на любой из трех фаз урока: на стадии вызова - это во до изучения темы, на стадии осмысления активной фиксации во по ходу чтения, слушания, при размышлении - демонстрация понимания пройденного.
Таблица " толстых " и " тонких " во Тонкие ? Дайте 3 объяснения, почему...?
Объясните, почему...?
Почему Вы думаете ...?
Почему Вы считаете ...?
В чем различие ...?
Предположите, что будет, если... ?
Что, если ... ? Кто ?
Что ?
Когда ?
Может ..?
Будет ...?
Мог ли ... ?
Как звать ...?
Было ли ...?
Согласны ли Вы ...?
Верно ли ...?
По ходу работы с таблицей в правую колонку записываются во требующие односложного ответа ( Например: В каком году произошла Куликовская битва?, Кто автор рассказа "Злоумышленник"?). В левой колонке - во требующие подробного развернутого ответа.
Проиллюстрируем этот прием на примере фрагмента урока по истории средних веков "Возникновение средневековых городов". На стадии рефлексии после изучения текста параграфа учащимся дается задание составить 3-4 тонких и толстых во занести их в таблицу, затем поработать с во в парах, выбрав наиболее интересные, которые можно задать всему классу. В тетради может появиться такая запись:
Толстые ?Тонкие ? Как успехи в сельском хозяйстве и ремесле повлияли на возникновение городов?
В чем различие между городом и деревней?
Как был защищен средневековый город?
С чем связан быстрый рост городов в Европе в Х-Х1 вв? Когда в Европе стало быстро увеличиваться количество городов?
Кто были первыми жителями городов?
Перечислите крупнейшие города средневековой Европы.
Были ли средневековые города центрами торговли?
Толстые и тонкие во могут быть оформлены в виде таблицы. Таблицы, схемы - основа для обмена мнениями, эссе, исследований, дискуссий и т. д.