ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА « СОСТАВЛЕНИЕ СХЕМ ПЕРЕДАЧИ ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ»
ЦЕЛЬ : научиться определять положение живых организмов в трофических (пищевых) цепях.
Теоретическое обоснование: Последовательность живых организмов, которую можно
представить состоящей из звеньев — видов растений, животных, грибов и бактерий, связанных
друг с другом отношениями «пища — потребитель», принято называть трофической цепью.
Даже самая устроенная пищевая цепь имеет несколько трофических уровней.
Первый трофический уровень формируют зелёные растения (продуценты);
второй — животные, питающиеся растениями (консументы первого порядка);
третий — хищники, поедающие растительноядных животных (консументы второго
порядка) и
четвёртый
— хищники, жертвами которых становятся более мелкие хищники
(консументы третьего порядка).
Редуценты — микроорганизмы (бактерии и грибы), разрушающие остатки мёртвых
существ.
При составлении пищевой цепи необходимо правильно расположить все звенья и показать
стрелками, с какого уровня получена энергия.
Задание № 1 (решите предложенные задачи, снизу, под каждым организмом подпишите:
Продуценты, Консумент 1 порядка-К1, Консумент 2 порядка-К2, Консумент 3 порядка-К3,
Редуценты.
Задача 1. В луговом сообществе обитают: гусеница, жаворонок, люцерна, коршун.
Составьте пищевую цепь.
Задача 2 Постройте схему цепи питания, включив в нее такие компоненты: трава, заяц,
волк, пресмыкающиеся, растительноядные насекомые, грызуны, ястреб.
Задача 3. Установите соответствие между организмом и трофическим уровнем
экологической пирамиды, на котором он находится, и впишите в таблицу: растения, орёл-змееяд,
лягушка, микроскопический гриб, жук.
Продуцент
Консумент 1 порядка
Консумент 2 порядка
Консумент 3 порядка
Редуцент
Задание № 2 .Выпишите в тетрадь следующие определения. (Используя параграфы 81-84)
1.Биоценоз-
2. Биогеоценоз-
3. Экосистема-
4. Структура сообщества-
5.Трофическая (пищевая) цепь-
6. Структура пищевой цепи: 1уровень-
2 уровень-
3 уровень-
4 уровень-
5 уровень-
7. Пастбищная цепь-
8. Детритная цепь-
вывод
2) Систематика подразделяет какое - либо царство , на маленькие группы , которые больше похожи друг на друга , чем остальные организмы входящие в это царство. Необходимость появилась из-за того что какие-то организмы развиваются и эволюционируют быстрее , а какие-то наоборот... Какие-то при к другим условиям , а какие-то к этим...И вот чтобы понимать "характер" каждого организма нужна и систематика..
3) Вид - группа определенных организмов , схожих строением , жизненным циклом , функциями , а также значениями в природе.
4) Да. Вид - волки.
5) Делят на : Растения , Грибы , Животные , Бактерии , Вирусы.
6) Если данные организмы отличаются строением , функциями , значение в природе и жизненным циклом , следовательно они относятся к разным царствам)))
7) Животные: лиса , медведь , волк , собака...
Растения : верблюжья колючка , ель , осина , дуб..
Бактерии: бациллы , кокки , вибрионы , сприллы..
8) Нет рисунков)))
2.Систематика изучает распределение живых организмов в определенные группы(таксоны) согласно общности их строения с максимальным сохранением эволюционных связей.
3. Вид - это совокупность особей,сходных по строению, имеют общее происхождение, свободно скрещиваются и дают плодовитое потомство.
4.Собака - подвид, а сам вид - волки. К нему относятся все породы собак.
5.Исторически выделяют пять царств:
* Животные
* Растения
* Грибы
* Бактерии
* Вирусы
6.Особенности строения. Особенности всех жизненных процессов-питание, дыхание, размножение и др. Особенности химического состава.ктоме того, наличие новых(особенных, специфичных) органов, характерных только для этого царства.
7.Бактерии: стафилококки, пневмококки
Грибы: подосиновик, пеницилл, мукор, дрожжи, трутовик
Растения: папоротник, ель, лиственница, туя, сосна
8. Рисунки нужны.