Вода - это жизнь! когда-то давно на земле не было ничего. это была мёртвая планета до тех самых пор, пока на ней не зародилась молекула н2о. вода заполоняла сушу, кипела, испорялась - что способствовало образованию атмосферы. так, постепенно, спустя миллиарды лет на земле появилась первая живая клетка, потом организм. пройдя множетсво испытаний и минув немало лет, всё это время поддерживая жизни всех существующих клеток, вода подарила жизнь и человеку! вода - единственное вещество, которое может прибывать в трёх агрегатных состояниях: жидкости, твёрдые тела и газы. от неё зависит будущее нашей планеты, не то, что просто человечество. и, что самое страшное, если вдруг вода на земле исчезнет, её нечем будет заменить. всё живое будет обречено на погибель, ни у кого не останется и шанса. учёные древности и современные учёные на протяжении долгих лет исследовали, что же такое вода. в итоге, они пришли к выводу, что вода - это не просто основа всего живого, это - сама жизнь, которая может чувствовать, может запоминать. вода отражат мир, как зеркало. она может быть мутной или кристально чистой - всё зависит от того, как к ней бцдут относиться. некоторые учёные проследили форму молекулы н2о в разных сверах и выявили, что та молекула, которая подверглась пренебрежению, разрушается и ржавеет до основания, а та, которой растения, животные, люди, чиста, как свет. не зря же многие народы-мудрецы прославляли воду, как божество. все мы зависим от этого божества! все мы обязаны воде..
под термином «борьба за существование» дарвин объединяет различные взаимоотношения, в которые вступают организмы между собой, а также всевозможные взаимосвязи, которые возникают между организмами и условиями неживой природы. представим себе такую картину: зимой в тундре пасется стадо северных оленей. пищей им служит лишайник ягель («олений мох»), спрятанный под слоем снега. когда этот слой невелик, олени легко раскапывают его своими широкими копытами и достают ягель. в поедании ягеля оленями не видно никакой борьбы — и все-таки отношения между копытными животными и растениями, которыми они питаются, дарвин включает в борьбу за существование, подчеркивая, что использует этот термин в переносном, метафорическом смысле: олень не борется с ягелем, но избирательное выживание оленей зависит от того, насколько успешно тот или иной олень выкапывает ягель.
но вот после сильного снегопада ягель оказался так глубоко, что добыть его становится трудно, а то и невозможно. олени от бескормицы и причина тому —глубокий снеговой покров. здесь тоже не видно прямой «борьбы», но и эта зависимость оленей от неблагоприятных внешних условий (глубокий снег) войдет, по дарвину, в общее понятие «борьба за существование».
олень — лакомая добыча для волков. вот уж тут, действительно, возникает борьба — и борьба не на жизнь, а на смерть. отношение «хищник — жертва» также включено дарвином в борьбу за существование. часто целой стае волков достается всего-навсего один олень, к тому же, как правило, далеко не самый крупный. и как только олень, добытый совместными, удивительно согласованными действиями всей стаи, зарезан, вступает в силу еще одна форма борьба за существование: волки грызутся между собой.
в целом дарвин различает следующие формы борьбы за существование:
внутривидовая борьба, или конкуренция между особями одного и того же вида,межвидовая борьба, которая может выражаться в разных отношениях (отношения «хищник— жертва», «паразит —хозяин», конкурентные отношения между двумя хищников, между разными растений в лесу и т. д.); борьба организмов с неблагоприятными условиями неживой природы.
в соответствии с этим разделением выше примеры будут иллюстрировать: отношение «волк—волк» — внутривидовую борьбу за существование; отношения «ягель — олень» и «олень — волк» — межвидовую борьбу за существование; отношение «олень — снеговой покров» — борьбу с неблагоприятными условиями внешней среды.
чем ближе биологические потребности вступающих в состязание организмов, тем острее становится борьба между ними. именно поэтому внутривидовую борьбу и борьбу между близкими — конкурентами дарвин считал наиболее острой.
все взаимоотношения, объединенные дарвином под названием «борьба за существование», были хорошо известны и до него. но дарвин сумел увидеть за всем этим разнообразием нечто общее и важное для теории эволюции.
все животные и растения способностью к интенсивному размножению. каждая особь или пара особей любого вида дает многочисленное потомство (вспомните, сколько желудей приносит одно растение дуба, сколько икринок выбрасывает в воду во время нереста одна взрослая рыба, как высока червей или насекомых —вредителей сельского хозяйства). но лишь малая часть этого потомства выживает, достигает зрелости и сама в свою очередь начинает размножаться. происходит это потому, что любой организм на протяжении всей жизни постоянно вовлечен в ту или иную форму борьбы за существование. и почти в каждом из таких столкновений кто-то погибает. кто же погибает в первую очередь? в ответе на этот вопрос и содержится то общее, что позволило дарвину столь различные взаимоотношения в природе объединить одним общим собирательным термином «борьба за существование». в борьбе за существование, какую бы форму она ни принимала, из разнообразных особей вида, как правило, сохраняют жизнь и оставляют потомство более сильные, лучше приспособленные к данным условиям, а погибают более слабые, менее приспособленные.
а это и означает, что борьба за существование приводит в природе к естественном у отборуили выживанию наиболее приспособленных.
под термином «борьба за существование» дарвин объединяет различные взаимоотношения, в которые вступают организмы между собой, а также всевозможные взаимосвязи, которые возникают между организмами и условиями неживой природы. представим себе такую картину: зимой в тундре пасется стадо северных оленей. пищей им служит лишайник ягель («олений мох»), спрятанный под слоем снега. когда этот слой невелик, олени легко раскапывают его своими широкими копытами и достают ягель. в поедании ягеля оленями не видно никакой борьбы — и все-таки отношения между копытными животными и растениями, которыми они питаются, дарвин включает в борьбу за существование, подчеркивая, что использует этот термин в переносном, метафорическом смысле: олень не борется с ягелем, но избирательное выживание оленей зависит от того, насколько успешно тот или иной олень выкапывает ягель.
но вот после сильного снегопада ягель оказался так глубоко, что добыть его становится трудно, а то и невозможно. олени от бескормицы и причина тому —глубокий снеговой покров. здесь тоже не видно прямой «борьбы», но и эта зависимость оленей от неблагоприятных внешних условий (глубокий снег) войдет, по дарвину, в общее понятие «борьба за существование».
олень — лакомая добыча для волков. вот уж тут, действительно, возникает борьба — и борьба не на жизнь, а на смерть. отношение «хищник — жертва» также включено дарвином в борьбу за существование. часто целой стае волков достается всего-навсего один олень, к тому же, как правило, далеко не самый крупный. и как только олень, добытый совместными, удивительно согласованными действиями всей стаи, зарезан, вступает в силу еще одна форма борьба за существование: волки грызутся между собой.
в целом дарвин различает следующие формы борьбы за существование:
внутривидовая борьба, или конкуренция между особями одного и того же вида,межвидовая борьба, которая может выражаться в разных отношениях (отношения «хищник— жертва», «паразит —хозяин», конкурентные отношения между двумя хищников, между разными растений в лесу и т. д.); борьба организмов с неблагоприятными условиями неживой природы.в соответствии с этим разделением выше примеры будут иллюстрировать: отношение «волк—волк» — внутривидовую борьбу за существование; отношения «ягель — олень» и «олень — волк» — межвидовую борьбу за существование; отношение «олень — снеговой покров» — борьбу с неблагоприятными условиями внешней среды.
чем ближе биологические потребности вступающих в состязание организмов, тем острее становится борьба между ними. именно поэтому внутривидовую борьбу и борьбу между близкими — конкурентами дарвин считал наиболее острой.
все взаимоотношения, объединенные дарвином под названием «борьба за существование», были хорошо известны и до него. но дарвин сумел увидеть за всем этим разнообразием нечто общее и важное для теории эволюции.
все животные и растения способностью к интенсивному размножению. каждая особь или пара особей любого вида дает многочисленное потомство (вспомните, сколько желудей приносит одно растение дуба, сколько икринок выбрасывает в воду во время нереста одна взрослая рыба, как высока червей или насекомых —вредителей сельского хозяйства). но лишь малая часть этого потомства выживает, достигает зрелости и сама в свою очередь начинает размножаться. происходит это потому, что любой организм на протяжении всей жизни постоянно вовлечен в ту или иную форму борьбы за существование. и почти в каждом из таких столкновений кто-то погибает. кто же погибает в первую очередь? в ответе на этот вопрос и содержится то общее, что позволило дарвину столь различные взаимоотношения в природе объединить одним общим собирательным термином «борьба за существование». в борьбе за существование, какую бы форму она ни принимала, из разнообразных особей вида, как правило, сохраняют жизнь и оставляют потомство более сильные, лучше приспособленные к данным условиям, а погибают более слабые, менее приспособленные.
а это и означает, что борьба за существование приводит в природе к естественном у отборуили выживанию наиболее приспособленных.