Задание 1. Определите, о какой среде обитания идёт речь
1.Много воды, мало кислорода, наличие течения, увеличение давления с глубиной, уменьшение освещения с глубиной – это ….
2.Много света, много кислорода, наличие ветра, нерегулярные осадки – это…
3.Отсутствие света, отсутствие кислорода, много готовой пищи, постоянная
температура – это …
4.Мало света, мало кислорода, твердые частички, много минеральных веществ, органические остатки – это…
Распределите организмы по средам их обитания:
Организмы: карась, кошка, кишечная палочка, дождевой червь, клещ, кит, ласточка, крот.
Задание 5. Распределите факторы по группам: абиотические, биотические, антропогенные
Факторы: солёность воды, ель в лесу, температура, влажность, свет, клещи в гнезде птиц, выхлопные газы автомобилей, белка в лесу, загрязнения от выбросов заводов, глисты в организме
Задание 6. Выполните тестовые задания
1. Наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой
1) география
2) экология
3) ботаника
4) зоология
2. Взаимоотношения дуба и белого гриба
1) хищничество
2) симбиоз
3) паразитизм
4) конкуренция
3) К факторам неживой природы относят
1) опыление цветков насекомыми
2) осушение болот человеком
3) миграции травоядных животных в саванне
4) солевой состав воды
4.К холоднокровным относится животное
1) воробей
2) лиса
3) лягушка
4) носорог
Орган слуха у человека расположен в полости черепа в толще височной кости.
Он делится на три отдела: наружное, среднее и внутреннее ухо. Эти отделы тесно связаны анатомически и функционально.
Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода, который заходит в глубь височной кости черепа и закрыт барабанной перепонкой. Назначение наружного уха – улавливать звуковые колебания воздуха и направлять их к среднему уху.
Среднее ухо начинается за барабанной перепонкой и представляет собой камеру, заполненную воздухом. Среднее ухо соединено с носоглоткой (поэтому давление по обе стороны барабанной перепонки одинаково). В нѐм находятся три слуховые косточки, связанные между собой: молоточек, наковальня и стремечко. Молоточек соединѐн с барабанной перепонкой, воспринимает еѐ колебания и через две другие косточки передаѐт эти колебания к овальному окну внутреннего уха.
Внутреннее ухо расположено в толще височной кости и имеет очень сложное строение. В нѐм различают такие части: улитку, три полукружных канала и два мешочка – круглый и овальный. Улитка – орган, который воспринимает звуковые колебания и превращает их в нервное возбуждение. Посредине канала улитки тянется перепончатая перегородка – основная мембрана, которая разделяет полости канала на две части. Внутреннее ухо образует орган слуха и равновесия.
Орган равновесия. Функцию равновесия восприятие положения тела в пространстве – выполняет часть внутреннего уха, которая называется вестибулярным аппаратом. Он состоит из трѐх полукружных каналов и двух мешочков преддверия в каждом ухе.
Полукружные каналы выполняют иную функцию. В основе каждого из них имеется расширение, в котором также находятся волосковые клетки. Жидкость, заполняющая канал, своим движением отклоняет волоски клеток и этим вызывает возбуждение. Когда человек начинает двигаться, жидкость вследствие инерции ещѐ некоторое время сохраняет неподвижное состояние и поэтому возникает движение стенок полукружного канала и волосковых клеток относительно жидкостипросвещение в вопросах безопасности половых отношений, распространение презервативов, лечение заболеваний, передающихся половым путем, пропагандирование культуры половых взаимоотношений;
контроль над изготовлением препаратов из донорской крови;
ведение беременности ВИЧ-инфицированных женщин, обеспечение их медицинской и предоставление им средств химиопрофилактики (в последнем триместре беременности и в родах женщины получают антиретровирусные препараты, которые также на первые три месяца жизни назначаются новорожденным детям);
организация психологической и социальной и поддержки ВИЧ-инфицированных граждан, консультирование.