Жұппен жұмыс істеу керек: алдымен бір оқушы зерттелуші, екіншісі
зерттеуші рөлін атқарады. Сосын рөлдерін ауыстырады.
1. Толық тыныштықта 6,5-7 м арақашықтықта зерттелуші кестедегі
сөзді сыбырлап айтады.
2. Зерттелуші кезек-кезек біресе оң, біресе сол құлағын жа-
уып, зерттеушінің сөзін қайталайды. Зерттеуші сөздің дұрыс не қате
айтылғанын жазып алады.
3. Егер айтушының сөзі қате болса, арақашықтық біртіндеп 5 м-ге
дейін қысқартылады.
Сыбырлап сөйлеуді зерттеуге арналған сөздер кестесіне мысал:
Жиілігі төмен сөздер
Жиілігі жоғары сөздер
Бала
Басқа
Вагон
Рига
Саша
Жас
Шұжық
Шұлық
Дәм
Босқа
Бөбек
Мөре
Шаш
Tic
Tac
Олжа
Дін
Өрік
Шай
Құлық
Шу
Қалам
Үкі
Қайрат
Ұн
Сіріңке
Өгіз
Шайға
Зат
Мөре
Есту қабілетің туралы қорытында жаса. Қалыпты есту (жақсы есту)
6 м-ден алыс қашықтықта, ал нашар есту 5 м-ден аз қашықтықта сыбыр-
лап сөйлеуді анықтауға байланысты екенін ескеріңдер.
Человеку, как и любому другому организму, необходим кислород для жизнедеятельности. А что управляет всем человеком? Головной мозг.
Это таков орган, который регулирует важные жизненные процессы в человеке, в том числе и дыхание. Чтобы выполнить вдох, потребуется действия многих мышц. При вдохе диафрагма опускается вниз, отодвигая органы брюшной полости, а межреберные мышцы поднимают грудную клетку вверх, вперед и в стороны. Объем грудной полости увеличивается, и легкие следуют за этим увеличением, поскольку содержащиеся в легких газы прижимают их к пристеночной плевре. Вследствие этого давление внутри легочных альвеол падает и наружный воздух поступает в альвеолы. Кислород попал в альвеолы.
Кровеносная система, а точнее, малый круг кровообращения имеет капилляры около альвеол. Путём диффузии кислород попадает в кровь. Далее капилляры собираются в вены, которые попадают в левое предсердие человека, а затем и в желудочек.
Из левого желудочка насыщенная кислородом кровь попадает в аорту - крупнейшую артерию человека, которая распадается на мелкие артерии, и доходят до всех систем человека (кроме, как уже сказали, дыхательной). Маленькие артерии ветвятся в капилляры. Путём диффузии кислород поступает в головной мозг, а диоксид углерода попадает в кровь. И затем тот же цикл.
В зависимости от факторов, обусловливающих изменения генотипа, различают такие виды генотипической изменчивости, как комбинативная и мутационная.
Комбинативная изменчивость возникла с появлением полового размножения, она связана с различными вариантами перекомбинации родительских задатков и является источником бесконечного разнообразия сочетаемых признаков. Дети, рожденные в разное время у одной родительской пары, похожи, но всегда отличаются рядом признаков.
Мутационная изменчивость связана с процессом образования мутаций. Мутации — это внезапные скачкообразные стойкие изменения в структуре генотипа. Мутационная теория была создана Гуго де Фризом в 1901 — 1903 гг. Основные положения ее справедливы и по сей день: мутации — дискретные изменения наследственности, в природе спонтанны, мутации передаются по наследству, встречаются достаточно редко, могут быть вредными, полезными и нейтральными и т.д.