Музыка – часть духовной культуры народа – тесно связана с социально – экономическими условиями его жизни, его бытом, традициями, историческими отношениями с другими народами, поэтому она является важным источником исторической информации. На народные песни оказали влияние поэзия, верования, обряды, языковые особенности.
«Песнь – это самое дорогое и ценное наследие наших предков, это чистое, вечно живое не меркнущее зеркало души народа» (Г.Тукай)
Татарские народные песни разделяются на лирические и эпические. Лирические песни считаются у татар самой традиционной и популярной частью народно – песенного наследия.
Татарская песенная лирика охватывает несколько жанров:
– баиты
– протяжные песни
– деревенские напевы и городские песни
– короткие песни
– сложные напевы
– такмаки
– игровые
Баиты.
Это самый древний жанр татарского народного творчества. Основа баита – текст. Напев очень простой, состоящий из 5-6 звуков, стоит как бы на втором плане. В старинных баитах рассказчик берет определенный ритмический рисунок и напевает в полу речитативной форме, иногда на один мотив поется много баитов. Например: «Сак – Сок», «Рус-француз» баиты и т.д. Иногда баиты поются на популярную мелодию, например «Рамай», «Тахир – Зухра».
30 января (9 февраля) 1667 г. в деревне Андрусово близ Смоленска между Россией и Речью Посполитой был заключён договор о перемирии на тринадцать с половиной лет.
Андрусовский договор завершил русско-польскую войну 1654-1667 гг., начатую из-за земель, захваченных Польшей в 1609-1611 гг., и непризнания ею воссоединения Украины с Россией.
Многолетняя война России с Речью Посполитой шла на территории Малороссии, Белоруссии, Литвы и России. Боевые действия велись с переменным успехом и истощили силы воюющих сторон, что привело к компромиссному соглашению.
Сначала стороны хотели заключить «Вечный мир», но сделать это оказалось трудно из-за казаков, которые не хотели снова идти под власть Польши и из-за нежелания царского правительства отказаться от прав на русские земли, ещё остававшиеся под властью поляков.
После длительных переговоров 20 (30) января 1667 г. А. Л. Ордин-Нащокин со стороны России и Ю. Глебович со стороны Польши подписали договор о перемирии на 13,5 лет, в течение которых стороны обязались подготовить условия для «Вечного мира» между ними.
Согласно условиям договора Речь Посполитая возвращала России Смоленск и Черниговские воеводства, признавала воссоединение Левобережной Украины с Россией. Правобережная Украина и Западная Белоруссия оставались под властью Речи Посполитой. Киев должен был оставаться за Россией до 1669 г., но она сохранила его за собой и позже, уплатив 146 тыс. рублей в качестве компенсации, что было оформлено «Вечным миром» 1686 г. Запорожская Сечь была объявлена под совместным управлением обоих государств. В случае нападения крымских татар на украинские земли Россия и Польша обязывались оказать казакам а при нападении татар на одну из договаривающихся сторон другая не должна была их поддерживать. Был произведён обмен военнопленными.
Андрусовский договор не разрешил сложных вопросов, стоявших перед Россией, однако стал важным этапом на пути объединения украинского, белорусского и русского народов. Он знаменовал переход от древней вражды между Россией и Польшей к их сближению на почве совместной борьбы против Османской империи, а в начале XVIII в. и против Швеции.
В 1686 г. между Россией и Польшей был заключён «Вечный мир» подтвердивший условия Андрусовского перемирия.
Лит.: Галактионов И. В. Из истории русско-польского сближения в 50-х – 60-х годах XVII в. Саратов, 1960; Галактионов И. В. Россия и Речь Посполитая на заключительном этапе Русско-польской войны третьей четверти XVII века // Славянский сборник. Вып. 5. Саратов, 1993; Малов А. В. Русско-польская война 1654-1667 гг. М., 2006.
Музыка – часть духовной культуры народа – тесно связана с социально – экономическими условиями его жизни, его бытом, традициями, историческими отношениями с другими народами, поэтому она является важным источником исторической информации. На народные песни оказали влияние поэзия, верования, обряды, языковые особенности.
«Песнь – это самое дорогое и ценное наследие наших предков, это чистое, вечно живое не меркнущее зеркало души народа» (Г.Тукай)
Татарские народные песни разделяются на лирические и эпические. Лирические песни считаются у татар самой традиционной и популярной частью народно – песенного наследия.
Татарская песенная лирика охватывает несколько жанров:
– баиты
– протяжные песни
– деревенские напевы и городские песни
– короткие песни
– сложные напевы
– такмаки
– игровые
Баиты.
Это самый древний жанр татарского народного творчества. Основа баита – текст. Напев очень простой, состоящий из 5-6 звуков, стоит как бы на втором плане. В старинных баитах рассказчик берет определенный ритмический рисунок и напевает в полу речитативной форме, иногда на один мотив поется много баитов. Например: «Сак – Сок», «Рус-француз» баиты и т.д. Иногда баиты поются на популярную мелодию, например «Рамай», «Тахир – Зухра».
30 января (9 февраля) 1667 г. в деревне Андрусово близ Смоленска между Россией и Речью Посполитой был заключён договор о перемирии на тринадцать с половиной лет.
Андрусовский договор завершил русско-польскую войну 1654-1667 гг., начатую из-за земель, захваченных Польшей в 1609-1611 гг., и непризнания ею воссоединения Украины с Россией.
Многолетняя война России с Речью Посполитой шла на территории Малороссии, Белоруссии, Литвы и России. Боевые действия велись с переменным успехом и истощили силы воюющих сторон, что привело к компромиссному соглашению.
Сначала стороны хотели заключить «Вечный мир», но сделать это оказалось трудно из-за казаков, которые не хотели снова идти под власть Польши и из-за нежелания царского правительства отказаться от прав на русские земли, ещё остававшиеся под властью поляков.
После длительных переговоров 20 (30) января 1667 г. А. Л. Ордин-Нащокин со стороны России и Ю. Глебович со стороны Польши подписали договор о перемирии на 13,5 лет, в течение которых стороны обязались подготовить условия для «Вечного мира» между ними.
Согласно условиям договора Речь Посполитая возвращала России Смоленск и Черниговские воеводства, признавала воссоединение Левобережной Украины с Россией. Правобережная Украина и Западная Белоруссия оставались под властью Речи Посполитой. Киев должен был оставаться за Россией до 1669 г., но она сохранила его за собой и позже, уплатив 146 тыс. рублей в качестве компенсации, что было оформлено «Вечным миром» 1686 г. Запорожская Сечь была объявлена под совместным управлением обоих государств. В случае нападения крымских татар на украинские земли Россия и Польша обязывались оказать казакам а при нападении татар на одну из договаривающихся сторон другая не должна была их поддерживать. Был произведён обмен военнопленными.
Андрусовский договор не разрешил сложных вопросов, стоявших перед Россией, однако стал важным этапом на пути объединения украинского, белорусского и русского народов. Он знаменовал переход от древней вражды между Россией и Польшей к их сближению на почве совместной борьбы против Османской империи, а в начале XVIII в. и против Швеции.
В 1686 г. между Россией и Польшей был заключён «Вечный мир» подтвердивший условия Андрусовского перемирия.
Лит.: Галактионов И. В. Из истории русско-польского сближения в 50-х – 60-х годах XVII в. Саратов, 1960; Галактионов И. В. Россия и Речь Посполитая на заключительном этапе Русско-польской войны третьей четверти XVII века // Славянский сборник. Вып. 5. Саратов, 1993; Малов А. В. Русско-польская война 1654-1667 гг. М., 2006.