Ведущими направлениями в политической и правовой идеологии Древней Индии являлись брахманизм и буддизм. Они возникли в середине I тысячелетия до н.э., когда у арийских племен, покоривших Индию, началось образование классов. Своими корнями оба направления восходили к религиозно-мифологическому мировоззрению, изложенному в Ведах — древних ритуальных книгах ариев. Идеология брахманизма была направлена на утверждение верховенства родовой знати в складывающихся государствах. Основой индийского общества были городская и сельская общины. Городские общины были самоуправляемыми. Магистрат состоял из 30 должностных лиц, сгруппированных в шесть коллегий. Одна коллегия осуществляла надзор за ремеслами; вторая - за иностранцами; третья - за рождаемостью и смертью горожан; четвертая - за торговлей; пятая - за торговлей теми ремесленными изделиями, на которых ставился казенное клеймо; шестая - за взысканием торгового пошлины. Важной особенностью формирования феодальных отношений в Индии является постепенное оформление кастового строя. Касты — замкнутые общественные группы, занимающие установленное обычаем и законом место в производственной и общественной жизни, принадлежность к которым членов общества определяется их происхождением и наследуется,— существовали в той или иной форме и у некоторых других народов древности (например, в Египте с конца Нового царства). Но в Индии кастовый строй сложился в наиболее законченном виде.
Дорийцы был жестоким и агрессивным народом, поначалу они вели ужесточенную борьбу с ахейцами за территорию. Однако через несколько веков дорийцы и ахейцы смешались, и образовали единый народ – греки. Большим достижением древних греков в политической области было формирование такой организации государственного устройства, как демократическая республика (наиболее совершенное воплощение — афинская демократия) . Полисная демократия представляла собой разработанную политическую систему, обеспечивавшую участие в государственном управлении основной массы граждан. Суверенитет гражданского коллектива в целом осуществлялся через наделение реальной властью Народного собрания. Организация судебной и исполнительной власти исключала возможность сосредоточения ее в руках отдельных лиц, обеспечивала участие в исполнительных органах практически всех граждан независимо от их имущественного положения. Афинская демократия проводила целенаправленную политику материальной и политической поддержки обедневших граждан, предоставляя им земельные участки в клерухиях, обеспечивая их участие в управлении небольшой платой (в объеме прожиточного минимума) Своеобразие греческой цивилизации заключается в появлении такой политической структуры, как «полис» — «город-государство», охватывающий сам город и прилегающую к нему территорию. Полисы были первыми республиками в истории всего человечества. Греческий мир никогда не был единым политическим целым. Он состоял из нескольких совершенно самостоятельных государств, которые могли вступать в союзы, обычно добровольно, иногда по принуждению, вести между собой войны или заключать мир. Размеры большей части полисов были невелики: обычно в них был только один город, где проживало несколько сот граждан. Каждый такой городок был административным, хозяйственным и культурным центром маленького государства, а население его занималось не только ремеслом, но и земледелием.
На лицо имущественное расслоение, однако, даже самые высшие слоя населения жили в простоте, отсутствовал комфорт даже у дворцовой элиты. Рабство не получило широкое распространение. В аристократических хозяйствах использовался труд временно нанятых поденщиков – фетов
На лицо имущественное расслоение, однако, даже самые высшие слоя населения жили в простоте, отсутствовал комфорт даже у дворцовой элиты. Рабство не получило широкое распространение. В аристократических хозяйствах использовался труд временно нанятых поденщиков – фетов