Говорят, что если сатира никого не обижает, то она теряет смысл. С давних времен от «обиженных» властей сатирику приходилось скрывать свои истинные намерения за аллегорическим, иносказательным изображением предмета своего внимания — говорить «эзоповым» языком.
Во второй половине XIX века цензура в России достигла своего апогея. Ничто острое, сатирическое не могло проникнуть на страницы книг — оно безжалостно вычеркивалось цензорами.
Выход в свет принесшей известность М.Е. Салтыкову-Щедрину повести «Запутанное дело» совпал с усилением реакции. Николай I увидел в произведении «стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу». Писатель был арестован и сослан в Вятку. Так уже практически в самом начале творческого пути Щедрин получил жестокий урок. Но сатирик не мог молчать. И ему пришлось стать на путь предшественников, чья свобода творчества страдала от деспотии, — писать по-эзоповски.
Во второй половине XIX века цензура в России достигла своего апогея. Ничто острое, сатирическое не могло проникнуть на страницы книг — оно безжалостно вычеркивалось цензорами.
Выход в свет принесшей известность М.Е. Салтыкову-Щедрину повести «Запутанное дело» совпал с усилением реакции. Николай I увидел в произведении «стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу». Писатель был арестован и сослан в Вятку. Так уже практически в самом начале творческого пути Щедрин получил жестокий урок. Но сатирик не мог молчать. И ему пришлось стать на путь предшественников, чья свобода творчества страдала от деспотии, — писать по-эзоповски.