Чтобы подчеркнуть ужасающую мощь Соловья-разбойника, а также молодецкую удаль богатыря Ильи, в былине используется приём преувеличения: «Засвистал тут Соловей по-соловьему, / Закричал злодей-разбойник по-звериному: / Как все травушки-муравы заплеталися, / А лазóревы цветочки осыпалися, / Тёмны лесушки к земле все приклонялися…». Подумайте, с какой целью в былине используется этот приём. Вспомните, что былины — это героические песни. С помощью приёма преувеличения подчёркивалась смелость и доброта положительных героев, сложность тех испытаний и преград, которые им пришлось преодолевать, а также зловещая сила отрицательных героев.
Илья Муромец в былине ласково назван «старым казаком»; руки у него «белые»; вещи, принадлежащие богатырю, упоминаются с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «А как старый-то казак да Илья Муромец / Берёт плеточку шелкóвую в белу руку… / Он берёт-то свой тугой лук разрывчатый, / Во свои берёт во белы он во ручушки, / Он тетивочку шёлковую натягивал, / И он стрелочку калёную накладывал…».
Илья бранит коня за то, что тот начал спотыкаться и отступать от ужасного свиста Соловья-разбойника: «Ах ты, волчья сыть, травяной мешок! / Что же ты об кочки, собака, спотыкаешься? / Не слыхал ты что ли пóсвисту соловьего, / Не слыхал ты что ли пóкрику звериного, / Не видал ли ты ударов богатырских?». Как вы считаете: по-настоящему ли разозлился на коня богатырь, или подобным образом он подбадривает, подзадоривает и коня, и себя? В самом ли деле Илья желает коню зла, хочет побить его? В древние времена лошади были больше чем средством передвижения: они были и преданными друзьями, и спасителями своих хозяев-воинов; зачастую от быстроты и выносливости коня зависела жизнь и свобода воина. Хороший хозяин сначала всегда поил коня, а уже затем пил сам; на ночлег прежде устраивал коня и т. д.
Смогжете ли вы обнаружить примеры народного юмора? «Что же ты об кочки, собака, спотыкаешься? / Не слыхал ты что ли пóсвисту соловьего, / Не слыхал ты что ли пóкрику звериного…» (богатырь издевается над Соловьём-разбойником, говорит, что ничего особенного в его кошмарном свисте нет). «Не видал ли ты ударов богатырских?» — Илья намекает, что его кнут гораздо страшнее любого разбойничьего свиста.
Илья Муромец в былине ласково назван «старым казаком»; руки у него «белые»; вещи, принадлежащие богатырю, упоминаются с уменьшительно-ласкательными суффиксами: «А как старый-то казак да Илья Муромец / Берёт плеточку шелкóвую в белу руку… / Он берёт-то свой тугой лук разрывчатый, / Во свои берёт во белы он во ручушки, / Он тетивочку шёлковую натягивал, / И он стрелочку калёную накладывал…».
Илья бранит коня за то, что тот начал спотыкаться и отступать от ужасного свиста Соловья-разбойника: «Ах ты, волчья сыть, травяной мешок! / Что же ты об кочки, собака, спотыкаешься? / Не слыхал ты что ли пóсвисту соловьего, / Не слыхал ты что ли пóкрику звериного, / Не видал ли ты ударов богатырских?». Как вы считаете: по-настоящему ли разозлился на коня богатырь, или подобным образом он подбадривает, подзадоривает и коня, и себя? В самом ли деле Илья желает коню зла, хочет побить его? В древние времена лошади были больше чем средством передвижения: они были и преданными друзьями, и спасителями своих хозяев-воинов; зачастую от быстроты и выносливости коня зависела жизнь и свобода воина. Хороший хозяин сначала всегда поил коня, а уже затем пил сам; на ночлег прежде устраивал коня и т. д.
Смогжете ли вы обнаружить примеры народного юмора? «Что же ты об кочки, собака, спотыкаешься? / Не слыхал ты что ли пóсвисту соловьего, / Не слыхал ты что ли пóкрику звериного…» (богатырь издевается над Соловьём-разбойником, говорит, что ничего особенного в его кошмарном свисте нет). «Не видал ли ты ударов богатырских?» — Илья намекает, что его кнут гораздо страшнее любого разбойничьего свиста.