В центре пьесы - якобы счастливая семья: Нора и Торвальд Хельмеры. Они вместе уже восемь лет, имеют трех хорошеньких деточек, уютный домик и определенное благосостояние. Нора обожествляет мужа и детей. Что еще, казалось бы, нужно для счастья? Но во всем этом чувствуется что-то искусственное. Нора с детства мечтала, что будет иметь идеальную семью, которая будет житьв идеальном доме. Эти мечты чем-то напоминают детские игры с куклами - в кукольных домиках все такое идеальное, опрятное, уютное и правильное, как хотелось Норе. Но Нора и сама была куклой - сначала для отца, потом для мужа. Муж называет ее лишь "куколкой", "белочкой", "птичкой", заботится о ней, как о маленьком бес ребенке. Но как личность ее не воспринимает. Нора - лишь часть этого уютного гнездышка, почти такая же самая, как мебель или занавески.
В этом доме не живут, а играют - в жизнь, в любовь, в брак, в человеческое достоинство и честь. В игрушечном домике живут куклы, которые притворяются людьми. Тайно одолжив деньги, чтобы мужа, Нора оказывается в одиночестве с ужасом перед будущим и укорами совести. Но муж узнает обо всем и произносит "самую справедливую" речь, в которой почему-то преобладает местоимение "мое": "Ты разрушила все мое счастье, все мое будущее". А когда угроза проходит, снова слышатся его сладенькие слова. Но наступает прозрение. Нора не может больше жить в этом духовно пустом доме, поэтому идет прочь. "Я думаю, что, прежде всего, я человек, равно как и ты - или, по крайней мере должна стать человеком". Нора отвергает "кукольный дом",эти фальшивые человеческие ценности, за которыми кроются эгоизм, духовная пустота. Вот почему пьеса называется "Кукольный дом".
Они вместе уже восемь лет, имеют трех хорошеньких деточек, уютный
домик и определенное благосостояние.
Нора обожествляет мужа и детей.
Что еще, казалось бы, нужно для счастья?
Но во всем этом чувствуется что-то искусственное.
Нора с детства мечтала, что будет иметь идеальную семью, которая будет
житьв идеальном доме. Эти мечты чем-то напоминают детские игры с куклами -
в кукольных домиках все такое идеальное, опрятное, уютное и правильное,
как хотелось Норе.
Но Нора и сама была куклой - сначала для отца, потом для мужа.
Муж называет ее лишь "куколкой", "белочкой", "птичкой", заботится о ней,
как о маленьком бес ребенке. Но как личность ее не
воспринимает.
Нора - лишь часть этого уютного гнездышка, почти такая же самая, как
мебель или занавески.
В этом доме не живут, а играют - в жизнь, в любовь, в брак, в человеческое
достоинство и честь. В игрушечном домике живут куклы, которые притворяются
людьми.
Тайно одолжив деньги, чтобы мужа, Нора оказывается в одиночестве
с ужасом перед будущим и укорами совести. Но муж узнает обо всем и
произносит "самую справедливую" речь, в которой почему-то преобладает
местоимение "мое":
"Ты разрушила все мое счастье, все мое будущее".
А когда угроза проходит, снова слышатся его сладенькие слова.
Но наступает прозрение. Нора не может больше жить в этом духовно пустом
доме, поэтому идет прочь.
"Я думаю, что, прежде всего, я человек, равно как и ты - или, по крайней мере
должна стать человеком".
Нора отвергает "кукольный дом",эти фальшивые человеческие ценности, за
которыми кроются эгоизм, духовная пустота.
Вот почему пьеса называется "Кукольный дом".