Инженерная психология (её предмет) и Human-Computer Interaction (HCI),
принципы и подходы классической и неклассической инженерной
психологии, проблемы решаемые HCI.
20. «Трудоголизм», его отличие от других форм аддиктивного (зависимого)
поведения. Профилактика трудоголизма.
24. Профессиональная пригодность в мире современных профессий и общемировые тенденции занятости и профессионализации. Формы занятости современного работника.
ответ:Трудоголизм следует отличать от здорового энтузиазма. Трудоголик полностью погружен в работу и одержим ею, но она приносит ему недостаточно удовлетворения. Энтузиаст вовлечен в работу, и она ему нравится, но он не одержим ею. Перфекционист должен сделать как можно больше и лучше из-за стремления к совершенству, чувства соперничества и страха неудачи.
Трудоголизм является такой же формой саморазрушения, как и другие зависимости. Он приводит к переутомлению, нехватке сил на другие занятия и сужению круга интересов. Все вытесняет необходимость чувствовать себя очень нужным, незаменимым в определенных делах. Трудоголикам некогда и неинтересно пользоваться результатами своего труда, они постоянно жертвуют собственными потребностями. Многие из них счастливы, когда о них говорят, что они «горят на работе» и завидуют тем, кому удалось умереть на трудовом посту
Объяснение:
Современный мир профессий, тенденции его развития
Говоря о тенденциях изменений в мире профессий, необходимо отметить, что эта тема мало освещена в российской профориентационной и экономической литературе, нет полномасштабного анализа современной ситуации и научно-обоснованных прогнозов относительно перспектив развития мира профессий и рынка труда, есть отрывочные данные и результаты исследований регионального уровня, публикуемые в прессе.
Изменения, происходящие в мире профессий, можно условно разделить на: количественные (изменение общего количества профессий); структурные (изменение соотношения между различными группами профессий); качественные (изменения, касающиеся содержания, характера, условий труда, требований к личности работника и др. характеристик профессий).
Количественные изменения.
Мир профессий динамичен. Одни профессии исчезают, появляются новые. Так, по данным, опубликованным еще в 80-е годы, в нашей стране в среднем ежегодно возникает 800 новых специальностей и исчезает 600 старых специальностей. Растет общее количество профессий. Если в 1926 г. в Советском Союзе было примерно 10.300 профессий, в 1939 г. — 19.000, в 1959 г. — 30.000, то в наши дни это число возросло до 40 тысяч.
Качественные изменения.
Прежде всего, к качественным изменениям необходимо отнести усложнение труда, в связи с чем повышаются требования к образовательному уровню работника. В США каждый 5-ый техник имеет уровень знаний инженера, 25% рабочих имеют высшее образование. Квалифицированный труд на сегодняшний день имеет 11,5 лет обучения — общего и профессионального. Если в России рабочий имеет 8,5 лет общего образования, то в США -12,5 лет. На подготовку квалифицированного рабочего в Японии и США затрачивается в среднем 8-10 тыс. часов, у нас в 10 раз меньше.
В условиях рыночной экономики изменяются общие требования к работнику, так, по мнению большинства специалистов, рынок диктует новые требования к работнику (независимо от его профессиональной принадлежности):
к совершенствованию в профессии;
переключаться с одного вида деятельности на другой;
- профессиональная мобильность;
- экономическая активность;
- трудовая и интеллектуальная независимость;
- предприимчивость.
- творчество;
решать проблемы, принимать
при к меняющимся условиям. Кроме того, рост международных связей обусловил для многих видов профессий такое требование, как знание иностранных языков, как минимум, английского.