Воевода-наместник был главным в уезде. Он собирал налоги, следил за исполнением княжеских указов, чинил суд и расправу. В целом его позиция напоминает позицию князя в государстве только в миниатюре. На картине О. В. Иванова «Приезд воеводы на кормление» мы видим недовольных крестьян, которым приходится всячески ублажать воеводу, встречать хлебом и солью, чтобы в их уезде он не творил никакого беспредела, давал селянам спокойно жить. По сути воевода на картине изображен как царь-батюшка, что отражает те отношения, которые сложились между ним и крестьянами. Самым главный недостаток системы кормлений заключается в том, что она никак не контролируется, никак не контролирует размер налога, собираемый с населения
Восточный (православный) мир
Западный (католический) мир
Общее
Господство христианской
культуры и идеологии
Различия:
1. Влияние
Античность и древневосточное общество
Античность и варварские (германские) народы
2. Власть
Абсолютная власть императора.
Императорская власть не передавалась по наследству в рамках одной династии, а захватывалась военноначальниками или вельможами.
Власть императора считалась божественной, а сам император уподоблялся Богу.
Короли могли реально управлять только собственными владениями – доменом.
Королевская власть передавалась по наследству в рамках одной династии (старшему сыну).
Четкое разделение власти духовной (римский папа) и светской (короли, герцоги, князья).
3. Собственность
Император – верховный собственник земли. Имел право конфисковать землю, регулировал налоги, вершил суд.
Король не мог собирать налоги с населения страны, не имел право судить подданных, не проживающих в его домене.
Частная собственность на земельные владения (феод).
4. Церковь
Не было единого церковного центра (Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская, Александрийская патриархия).
Византийские императоры подчинили себе православную церковь.
Главой католической церкви являлся римский папа. Строгая иерархическая структура (папа, кардиналы, епископы, аббаты, монахи) на всей территории.
Католическая церковь стремилась иметь не только духовную власть над всеми христианами, но и верховную светскую власть.
5. Духовные ценности
Для православных большую роль в вопросах веры играл не столько разум, сколько чувства.
«Углубясь в себя, в себе же
Обретают свет искомый.
В самом средоточье сердца
Вижу светоч, как бы солнца
Круговидное подобье.
(Симон Новый Богослов)
Стремление постичь божественные истины разумом.