Развитие страны происходило в условиях узкого внутреннего рынка, нищеты подавляющей части населения. В то же время в стране развивались националистические настроения, насаждались идеи об избранности японского народа. Вместе со старыми воинскими традициями самураев это делало Японию агрессивной страной, стремящейся к захватам чужих земель.
Для успешного проведения модернизации страны необходимо было иметь грамотное население. 1872 г. стал годом проведения школьной реформы, вводившей единую систему всеобщего и обязательного образования. Указ гласил: «Ни одна семья, ни в городе, ни в деревне, не должна остаться не охваченной образованием. Этого требуют интересы укрепления государства».
Общее впечатление от комедии достаточно тягостное, потому что, несмотря на много смешных моментов, единственный достойный человек в ней — Чацкий — оказывается уязвим. Его эмоциональные монологи и обличения в конце пьесы несправедливы, но он уже этого не замечает, потому что потерял возможность судить объективно. Мощь его интеллекта и великодушия оказывается побеждена одной-единственной червоточиной — некритическим отношением к Софье, которая не давала ему никаких надежд и ни в чём его не обманывала. Можно сравнить судьбу Чацкого с судьбой князя Петра из «Повести о Петре и Февронии Муромских», не залечившего один-единст- венный струп. Конечно, Чацкий терпит поражение, но оно не окончательно, потому что он молод и слишком умён для того, чтобы навсегда пасть духом после неудачи. В исторической перспективе за такими, как Чацкий, будущее, хотя им и придётся в одиночку утверждать его в постоянном противостоянии со старыми и новыми Фамусовыми.
Комедия называется «Горе от ума», потому что причиной столь сильных страданий Чацкого явился его пронзительный ум, предельно высвечивающий все недостатки окружающего. Его ум понимал всё как есть и не давал своему обладателю спрятаться за иллюзорные представления. Это всегда очень сложно — глядеть на вещи так, как они существуют на самом деле, это причиняет порой тяжёлые страдания, потому что эмоции живут образами и представлениями (учёные называют их мифами), которые преимущественно развеиваются под мощным прожектором ясного интеллекта.
Для успешного проведения модернизации страны необходимо было иметь грамотное население. 1872 г. стал годом проведения школьной реформы, вводившей единую систему всеобщего и обязательного образования. Указ гласил: «Ни одна семья, ни в городе, ни в деревне, не должна остаться не охваченной образованием. Этого требуют интересы укрепления государства».
Комедия называется «Горе от ума», потому что причиной столь сильных страданий Чацкого явился его пронзительный ум, предельно высвечивающий все недостатки окружающего. Его ум понимал всё как есть и не давал своему обладателю спрятаться за иллюзорные представления. Это всегда очень сложно — глядеть на вещи так, как они существуют на самом деле, это причиняет порой тяжёлые страдания, потому что эмоции живут образами и представлениями (учёные называют их мифами), которые преимущественно развеиваются под мощным прожектором ясного интеллекта.