Какие методы и инструменты управления знаниями улучшить ситуацию в компании?
Описание ситуации
Аптечная сеть, одна из лидеров рынка здравоохранения, занимается несколькими направлениями деятельности. Она не только осуществляет продажу фармакологических препаратов, но и производит ряд гомеопатических лекарств, ведёт работу по производству и продаже оптической продукции, а также развивает направление лечебной косметики. В этом одно из конкурентных преимуществ сети аптек.
В компании работает более 2000 человек, в основном это сотрудники линейного уровня. Управленческий аппарат состоит из 420 человек. Центральный офис расположен в Санкт-Петербурге, а филиалы аптечной сети представлены во многих регионах России.
Руководство компании активно развивает региональную политику и следит за тенденциями рынка – как российского, так и зарубежного. Новое оборудование, новые технологии, открытие большого количества филиалов, обучение персонала – аспекты, которым уделяется пристальное внимание.
В сфере здравоохранения высококвалифицированные специалисты – это не желательное требование, это необходимое условие доверия клиента и существования компании на рынке. Департамент по работе с персоналом неустанно повышает квалификацию сотрудников, подбирает персонал для новых филиалов, обучает и развивает его.
Обучение идет плотным графиком для сотрудников различных должностей и специализаций. В связи с расширением компании, возможности карьерного роста позволяют амбициозным сотрудникам укреплять свои позиции. Но несмотря на то, что компания развивается и руководство проявляет заботу о сотрудниках, уровень текучести кадров повышается, а мотивация сотрудников к развитию снижается.
Как оказалось, сотрудники на идущих одно за другим обучающих мероприятиях, получали знания, но не все умения и навыки нашли применение в их повседневной деятельности. После некоторого времени работы и обучения сотрудники уходили.
Для сохранения темпов развития компании и возвращения инвестиций, вложенных в работников, необходимо стабилизировать ситуацию и корректировать процессы управления персоналом. При этом, важно учесть, что в компании окончательное слово принадлежит совету директоров. Поэтому, все альтернативы, изменения, решения и предложения по управлению персоналом в сети аптек, должны быть согласованы и утверждены высшим руководством.
1. Создание и развитие корпоративной культуры и ценностей:
- Внедрение системы ценностей, которые будут поддерживать общую миссию компании и учить сотрудников важности знаний и их применения.
- Создание инструкций, политик и процедур, которые будут способствовать развитию и передаче знаний внутри компании.
2. Установление и поддержание системы управления знаниями:
- Разработка и внедрение базы знаний, содержащей релевантную информацию о продуктах, процессах, процедурах и прочих аспектах работы компании.
- Внедрение системы управления документами, чтобы обеспечить эффективное сохранение, доступность и обновление знаний.
- Установление системы внутреннего обучения и профессионального развития для сотрудников.
3. Применение технологических инструментов и платформ:
- Внедрение цифровых платформ для обучения и обмена знаниями, таких как электронные облака, внутренние социальные сети и корпоративные форумы.
- Использование онлайн-курсов и вебинаров для обучения сотрудников на различных должностях и специализациях.
4. Создание команд для передачи знаний:
- Образование команд разработчиков, которые будут отвечать за создание и сопровождение системы управления знаниями.
- Формирование команд менторов, которые будут помогать новым сотрудникам осваивать и применять знания в работе.
5. Участие высшего руководства и поддержка со стороны совета директоров:
- Вовлечение руководства компании в процессы развития и управления знаниями, чтобы они могли увидеть важность и преимущества таких усилий.
- Получение согласия и поддержки высшего руководства на изменения и предложения, связанные с управлением знаниями.
6. Оценка и анализ результатов:
- Проведение регулярных оценок и анализа эффективности инструментов и методов управления знаниями, чтобы определить их эффективность и внести необходимые корректировки.
Внедрение данных методов и инструментов поможет стабилизировать ситуацию в компании и повысить эффективность использования знаний сотрудниками. Это также может помочь удерживать высококвалифицированных специалистов, улучшать мотивацию сотрудников и способствовать развитию и росту компании на рынке здравоохранения.