Он начался в Италии в XIV в., а затем его веяния распространились по всей Европе. В начале XVI в. они достигли белорусских земель. Ренессанс затронул не только культуру. Он проявился также в повышении интереса к человеку, его внешней и внутренней красоте (гуманизм), в поиске путей совершенствования общества, религиозно-духовного обновления, в повышенном внимании к природе и истории. С Ренессансом связывается и возрастание национального самосознания. На смену аскетизму приходит стремление к светским развлечениям и в то же время внутреннему самосовершенствованию.
Новые веяния в культуре ВКЛ распространились вначале при дворе великих князей, затем магнатов, а оттуда — среди шляхты и богатых мещан, перенимавших привычки знати. Уже двор великого князя Александра был в этом смысле блестящим, однако особенно усилилось дыхание Ренессанса во времена Сигизмунда I Старого и его сына Сигизмунда II Августа. Сюда стекались заграничные музыканты, художники, архитекторы, в том числе выходцы из Италии. Этому в некоторой мере благоприятствовало и итальянское происхождение жены Жигимонта I Старого Боны Сфорца. При великокняжеском и магнатских дворах организовывались пиры с танцами и пением, маскарады, рыцарские турниры. Даже такое привычное занятие, как охота, стало обставляться с пышной театральностью: во время охоты на зубра иногда возводились специальные трибуны, с которых зрители наблюдали за расправой над зверем. Скромность в питании сменилась употреблением все более утонченных и изысканных блюд. Излишняя помпезность и богатство проявлялись и в костюмах магнатов, соперничавших между собой, перенимая модные веяния то с Запада, то с Востока. Чтобы получить признание, человек эпохи Возрождения стремился к славе, своей личной, своего рода и своей Отчизны. Отсюда проистекал повышенный интерес к прошлому своего рода, народа и даже сословия. Шляхта выводила свое происхождение то от древних римлян, то от сарматов, когда-то будто бы населявших эти земли. Согласно новым представлениям, человек не только должен был достигнуть прижизненной славы, но и передать ее потомкам. Чтобы оставить о себе хорошую память, богатые люди стали заниматься меценатством, возводить за свой счет новые храмы, выделять деньги на развитие искусства.
Новые веяния в культуре ВКЛ распространились вначале при дворе великих князей, затем магнатов, а оттуда — среди шляхты и богатых мещан, перенимавших привычки знати. Уже двор великого князя Александра был в этом смысле блестящим, однако особенно усилилось дыхание Ренессанса во времена Сигизмунда I Старого и его сына Сигизмунда II Августа. Сюда стекались заграничные музыканты, художники, архитекторы, в том числе выходцы из Италии. Этому в некоторой мере благоприятствовало и итальянское происхождение жены Жигимонта I Старого Боны Сфорца. При великокняжеском и магнатских дворах организовывались пиры с танцами и пением, маскарады, рыцарские турниры. Даже такое привычное занятие, как охота, стало обставляться с пышной театральностью: во время охоты на зубра иногда возводились специальные трибуны, с которых зрители наблюдали за расправой над зверем. Скромность в питании сменилась употреблением все более утонченных и изысканных блюд. Излишняя помпезность и богатство проявлялись и в костюмах магнатов, соперничавших между собой, перенимая модные веяния то с Запада, то с Востока. Чтобы получить признание, человек эпохи Возрождения стремился к славе, своей личной, своего рода и своей Отчизны. Отсюда проистекал повышенный интерес к прошлому своего рода, народа и даже сословия. Шляхта выводила свое происхождение то от древних римлян, то от сарматов, когда-то будто бы населявших эти земли. Согласно новым представлениям, человек не только должен был достигнуть прижизненной славы, но и передать ее потомкам. Чтобы оставить о себе хорошую память, богатые люди стали заниматься меценатством, возводить за свой счет новые храмы, выделять деньги на развитие искусства.