Жил человек и было у него два сына. Дожил до старости, а когда умирал, разделил всё добро поровну. Построили братья по хате, стали жить врозь. Только по-разному у них житьё пошло. У старшего, что ни год, богатство прибавляется, у младшего – убавляется. То у него на овец мор нападёт, то неурожай пшеницы. Совсем обеднел. Иной раз сам с женой голодный сидит и детей накормить нечем. А детей у него – целая куча, мал-мала меньше.
Хорошо еще, что не любил унывать. Была у него скрипочка. Заиграет на ней, сразу на сердце повеселеет. И жена про нужду забудет, и дети есть не просят. А у старшего брата всего полно, детей только нет. Раз повстречались братья. Богатый говорит: - Хорошо тебе жить. Вон сколько растишь. - Не горюй, - бедный утешает. – Будут у тебя ещё дети. - Если так, будешь моим самым дорогим гостем, - вздохнул богатый.
А ровно через год родился у богача сынок. Назначили крестины. Всех знакомых пригласил богач, кроме своего бедного брата. А тот всё равно поздравить решил, собрался и пошёл. Хоть и не очень ему старший брат обрадовался, а всё же за стол усадил. Тут пришёл сосед. Старший младшему говорит: - Подвинься брат. Этого гостя на почётное место усадить надо. Подвинулся младший. А на пороге уже другой сосед. Опять подвинуться пришлось. Пошли друг за другом званые гости. Так за столом бедняку места не хватило. Примостился на скамеечке: ни до еды, ни до питья не дотянуться.
Погостевал он так у богатого брата. Не солоно хлебавши домой отправился. Пришёл домой, снял со стены свою скрипочку да так заиграл, что жена руки в бока упёрла и в пляс пустилась. Вся хата ходуном ходит, побелка со стен сыплется. Играет бедняк и удивляется: - Боже мой, сколько же у меня детей! Хотя постой, постой!.. Ну-ка посчитаю: это моё… это моё… А это? Фу ты, так перед глазами и мелькают! Побей меня гром, это не моё. Откуда же они взялись на мою голову? Протянул руку, схватил одного. Да так и отшатнулся – худое оно, маленькое да зубастое. - Вы кто такие? А оно отвечает писклявым голосом: - Злыдни мы твои. «Вот оно что! – думает бедняк. Так это злыдни ненасытные всё моё хозяйство сглодали. Скоро и до хозяев доберутся, прожоры зубастые!» - И хорошо вам живётся? – спрашивает. - Какое хорошо!.. В тесноте и обиде. Смотри, сколько нас развелось. - А хотите, я вам просторное жильё сделаю? - Хотим, хотим! – запищали злыдни со всех углов. Прикатил бедняк большую бочку и говорит: - Вот вам дом.
Как увидели злыдни бочку, так и полезли туда. Да каждый спешит, толкается, чтобы место занять получше. Бедняк подождал, пока последний злыдень в бочку забрался, вколотил днище да обруч покрепче набил. Потом отвёз бочку подальше и сбросил в овраг. С того дня всё хозяйство наладилось. Одна тощая коровёнка была, а двух хороших тёлочек принесла. Птицы домашней развелось – не сосчитать. И урожай – на загляденье, что в поле, что в огороде.
А богатый брат покой потерял. Думает: «Зачем такое бедняку? Он к бедности своей привык, жил, веселился. А теперь со мной в хозяйстве сравнялся. Перед людьми стыдно!» Вот и отправился к брату. - Обрадовал ты меня, братец! Как тебе такое счастье привалило? Младший брат ему и выложил всё как есть. Рассказал, что завелись у него злыдни, и он их в бочку заколотил. - А где же та бочка? - Да в овраг сбросил.
Прямо от брата пошёл богач к оврагу. Смотрит, и вправду, лежит бочка. А в ней что-то шуршит, стучит, пищит – видно, злыдни хотят на волю выбраться. Богач взял да и вышиб дно у бочки. Выскочили злыдни, злющие и голодные. Он им и говорит: - Бегите быстрей к брату. Э, нет, злыдни отвечают. – У него нам плохо жилось. В голоде и холоде сидели. Лучше мы к тебе жить пойдём У тебя дом просторный, еды много. Испугался богач, бросился бежать. Да разве от злыдней убежишь? Поцеплялись, как епяхи, в карманы набились, за пазуху забрались.
Как ни отбивался богач, поселились злыдни у него в доме. Сколько было добра, всё сожрали. Всего не хватает, только бед да несчастий вдоволь. Не раз вспоминал старший брат: «Не желай другому, чего себе не хочешь». Вспоминал, да поздно.
Странно было бы, если бы греки не гордились победами над сильнейшей армией мира того времени. Именно грекам удалось не только остановить военную машину персов, завоевавшую половину Азии, но и полностью разбить персидское войско, заставив царей Дария Первого и Ксеркса отступиться от Эллады. Решающим сражением, изменившим ход войны, стала битва в Саламинском проливе. После разгрома персидского флота, царь Ксеркс вернулся в Персию, бросив остатки армии в Греции, где она и была разгромлена в битве при Платеях.
Жил человек и было у него два сына. Дожил до старости, а когда умирал, разделил всё добро поровну.
Построили братья по хате, стали жить врозь. Только по-разному у них житьё пошло. У старшего, что ни год, богатство прибавляется, у младшего – убавляется. То у него на овец мор нападёт, то неурожай пшеницы. Совсем обеднел. Иной раз сам с женой голодный сидит и детей накормить нечем. А детей у него – целая куча, мал-мала меньше.
Хорошо еще, что не любил унывать. Была у него скрипочка. Заиграет на ней, сразу на сердце повеселеет. И жена про нужду забудет, и дети есть не просят.
А у старшего брата всего полно, детей только нет. Раз повстречались братья. Богатый говорит:
- Хорошо тебе жить. Вон сколько растишь.
- Не горюй, - бедный утешает. – Будут у тебя ещё дети.
- Если так, будешь моим самым дорогим гостем, - вздохнул богатый.
А ровно через год родился у богача сынок. Назначили крестины. Всех знакомых пригласил богач, кроме своего бедного брата. А тот всё равно поздравить решил, собрался и пошёл.
Хоть и не очень ему старший брат обрадовался, а всё же за стол усадил. Тут пришёл сосед. Старший младшему говорит:
- Подвинься брат. Этого гостя на почётное место усадить надо.
Подвинулся младший. А на пороге уже другой сосед. Опять подвинуться пришлось. Пошли друг за другом званые гости. Так за столом бедняку места не хватило. Примостился на скамеечке: ни до еды, ни до питья не дотянуться.
Погостевал он так у богатого брата. Не солоно хлебавши домой отправился. Пришёл домой, снял со стены свою скрипочку да так заиграл, что жена руки в бока упёрла и в пляс пустилась. Вся хата ходуном ходит, побелка со стен сыплется.
Играет бедняк и удивляется:
- Боже мой, сколько же у меня детей! Хотя постой, постой!.. Ну-ка посчитаю: это моё… это моё… А это? Фу ты, так перед глазами и мелькают! Побей меня гром, это не моё. Откуда же они взялись на мою голову?
Протянул руку, схватил одного. Да так и отшатнулся – худое оно, маленькое да зубастое.
- Вы кто такие?
А оно отвечает писклявым голосом:
- Злыдни мы твои.
«Вот оно что! – думает бедняк. Так это злыдни ненасытные всё моё хозяйство сглодали. Скоро и до хозяев доберутся, прожоры зубастые!»
- И хорошо вам живётся? – спрашивает.
- Какое хорошо!.. В тесноте и обиде. Смотри, сколько нас развелось.
- А хотите, я вам просторное жильё сделаю?
- Хотим, хотим! – запищали злыдни со всех углов.
Прикатил бедняк большую бочку и говорит:
- Вот вам дом.
Как увидели злыдни бочку, так и полезли туда. Да каждый спешит, толкается, чтобы место занять получше. Бедняк подождал, пока последний злыдень в бочку забрался, вколотил днище да обруч покрепче набил. Потом отвёз бочку подальше и сбросил в овраг.
С того дня всё хозяйство наладилось. Одна тощая коровёнка была, а двух хороших тёлочек принесла. Птицы домашней развелось – не сосчитать. И урожай – на загляденье, что в поле, что в огороде.
А богатый брат покой потерял. Думает:
«Зачем такое бедняку? Он к бедности своей привык, жил, веселился. А теперь со мной в хозяйстве сравнялся. Перед людьми стыдно!»
Вот и отправился к брату.
- Обрадовал ты меня, братец! Как тебе такое счастье привалило?
Младший брат ему и выложил всё как есть. Рассказал, что завелись у него злыдни, и он их в бочку заколотил.
- А где же та бочка?
- Да в овраг сбросил.
Прямо от брата пошёл богач к оврагу. Смотрит, и вправду, лежит бочка. А в ней что-то шуршит, стучит, пищит – видно, злыдни хотят на волю выбраться.
Богач взял да и вышиб дно у бочки. Выскочили злыдни, злющие и голодные. Он им и говорит:
- Бегите быстрей к брату.
Э, нет, злыдни отвечают. – У него нам плохо жилось. В голоде и холоде сидели. Лучше мы к тебе жить пойдём У тебя дом просторный, еды много.
Испугался богач, бросился бежать. Да разве от злыдней убежишь? Поцеплялись, как епяхи, в карманы набились, за пазуху забрались.
Как ни отбивался богач, поселились злыдни у него в доме. Сколько было добра, всё сожрали. Всего не хватает, только бед да несчастий вдоволь.
Не раз вспоминал старший брат: «Не желай другому, чего себе не хочешь».
Вспоминал, да поздно.