Важнейшей отраслью ремесла оставалась обработка металлов. Повсеместным спросом пользовались изделия кузнецов. Слесари создавали сложные предметы быта, например, замки для запирания дверей, ящиков, сундуков.
Высокого уровня достигло ювелирное дело. Из серебра и золота ювелиры изготавливали драгоценные украшения. Эти металлы использовались также для оформления обложек церковных книг.
В XIV в. происходили перемены в кожевенном (обработка кож) и сапожном (шитье кожаной обуви) ремеслах. Эти две ветви ремесла окончательно разделились. Появилась еще одна отрасль ремесла — шорная. Шорники шили хомуты и другую лошадиную упряжь.
Определяющими чертами новгородской культуры являлись её простота и доступность. Вечевые порядки, свободолюбие и высокая политическая активность городского населения влияли на особенности культурного развития Новгородской земли.
Каменное зодчество в Новгородской земле со временем утратило свою былую монументальность. Заказчиками храмов чаще всего были бояре, купцы, общины прихожан. Церкви стали строить небольшими и одноглавыми. Но эта простота была очень выразительна, храмы прекрасно вписывались в окружающий пейзаж. Много церквей было возведено не только в Новгороде, но и в его «пригородах» — Пскове, Ладоге.
Высокого уровня достигло ювелирное дело. Из серебра и золота ювелиры изготавливали драгоценные украшения. Эти металлы использовались также для оформления обложек церковных книг.
В XIV в. происходили перемены в кожевенном (обработка кож) и сапожном (шитье кожаной обуви) ремеслах. Эти две ветви ремесла окончательно разделились. Появилась еще одна отрасль ремесла — шорная. Шорники шили хомуты и другую лошадиную упряжь.
Каменное зодчество в Новгородской земле со временем утратило свою былую монументальность. Заказчиками храмов чаще всего были бояре, купцы, общины прихожан. Церкви стали строить небольшими и одноглавыми. Но эта простота была очень выразительна, храмы прекрасно вписывались в окружающий пейзаж. Много церквей было возведено не только в Новгороде, но и в его «пригородах» — Пскове, Ладоге.