В стихотворении из семи строф восемь восклицательных знаков, причём все они сосредоточены в последних четырёх строфах, где описываются реальные действия «земных богов», которые возмущают Державина: нежелание знать правду, мздоимство (взяточничество), потворство «злодействам», и где поэт произносит свой суд над власть имущими и молит «Бога правых» внять молению несчастных и покарать «лукавых» властителей.
Высокий обличительный пафос стихотворения, обращение к Божьему суду выводит стихотворение из разряда «литературного памятника», рассказывающего только лишь об эпохе своего создания, и подчёркивает его непреходящую значимость.
Авторы учебника предлагают сопоставить точки зрения Карамзина и Пушкина на время Смуты и для этого обратиться к «Истории государства Российского» Карамзина и к монологу Пимена в «Борисе Годунове» Пушкина.
Смутным временем в исторической литературе принято называть период в истории России конца XVI — начала XVII века, характеризующийся социально-политическим, экономическим и династическим кризисом.
Первым крупным событием Смуты считается катастрофический голод 1601-1602 годов, приведший к массовым волнениям под лозунгом свержения Бориса Годунова и к появлению самозванцев. Концом Смутного времени считается начало 1620-х годов.
В монологе Пимена (сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре. 1603 год») говориться о царствовании Ивана Грозного, о смерти его наследника Феодора и гибели Димитрия в Угличе, то есть о череде событий, предшествовавших Смутному времени. Таким образом, вопрос учебника поставлен некорректно.
В целом, Пушкин разделял взгляды Карамзина на русскую историю. Краткая характеристика событий, данная Пименом, соответствует рассказанному Карамзиным. Непосредственно история убиения Димитрия в Угличе рассказана Карамзиным в томе X, в главе III «Продолжение Феодорова царствования» (1587— 1592).
Высокий обличительный пафос стихотворения, обращение к Божьему суду выводит стихотворение из разряда «литературного памятника», рассказывающего только лишь об эпохе своего создания, и подчёркивает его непреходящую значимость.
Смутным временем в исторической литературе принято называть период в истории России конца XVI — начала XVII века, характеризующийся социально-политическим, экономическим и династическим кризисом.
Первым крупным событием Смуты считается катастрофический голод 1601-1602 годов, приведший к массовым волнениям под лозунгом свержения Бориса Годунова и к появлению самозванцев. Концом Смутного времени считается начало 1620-х годов.
В монологе Пимена (сцена «Ночь. Келья в Чудовом монастыре. 1603 год») говориться о царствовании Ивана Грозного, о смерти его наследника Феодора и гибели Димитрия в Угличе, то есть о череде событий, предшествовавших Смутному времени. Таким образом, вопрос учебника поставлен некорректно.
В целом, Пушкин разделял взгляды Карамзина на русскую историю. Краткая характеристика событий, данная Пименом, соответствует рассказанному Карамзиным. Непосредственно история убиения Димитрия в Угличе рассказана Карамзиным в томе X, в главе III «Продолжение Феодорова царствования» (1587— 1592).