Для стиля барокко (название произошло от итальянского слова, означающего «причудливый», «странный») была характерна грандиозностью, пышностью и вычурностью форм, создание пространственной иллюзии, оптических эффектов. Примеры стиля барокко:
в живописи: Сикстинская мадонна художника Рафаэля, работы фламандского художника П.П.Рубенс, работы голландского художника Рембрандта («Возращение блудного сына», «Святое семейство», «Ночной дозор» и др.);
в архитектуре и скульптуре – колоннада на площади перед собором Св. Петра Риме архитектора Дж.Л. Бернини, скульптура «Экстаз Св. Терезы»;
литература и театр – работы У. Шекспира.
Новое направление, утвердившееся в католических странах, явилось своеобразным эстетическим ответом на Реформацию. Архитектура и живопись барокко должны были прославлять величие Бога и утверждать могущество римской церкви. Однако искусство барокко не ограничивалось исключительно религиозными мотивами.
Для стиля рококо (в пер. с французского означает «украшение в форме раковины») характерна вычурность, декоративность, великолепие и роскошь. Но в отличие от барокко рококо более легковесно, камерно, аристократично. Особенно характерно в этом плане убранство интерьеров дворцов французской знати. Изящная, легкая мебель с искривленными ножками, диваны, кресла, столики, шкафы, кровати под балдахинами украшалась лепными асимметричными деталями, инкрустацией. Диваны и кресла обивались нарядными гобеленами. Искусство рококо отражало вкусы версальской аристократии.
«Галантный век» нашел свое отражение и во французской живописи XVIII в. Для нее характерно бегство от действительности, обращение к чувствам человека, эротика. Эти темы присутствуют в творчестве художников Антуана Ватто и Франсуа Буше.
Для стиля классицизм главным было изображение величественных и благородных поступков, прославление чувства долга перед обществом и государством. В подражание древним грекам и римлянам деятели культуры должно были изображать прекрасное и возвышенное.
Примеры:
художественное искусство – работы Никола Пуссена. Он долгое время жил в
литература – Пьер Корнел, великий поэт и создател французского театра.
архитектура – загородный королевский дворец и парка в Версале
Резко ухудшилось положение податных сословий — посадских людей и крестьян. Указом Анны Иоанновны на мануфактурах были оставлены навечно не только работавшие на них наемные работники, но и их семьи, которые в одночасье превратились в тех же крепостных, только занятых индустриальным трудом. Такая же участь постигла нищих и бродяг, приписанных к мануфактурам.
Ухудшилось положение крепостных крестьян. Росли барщина и оброчные платежи. Помещики получили право сбора подушной подати, они могли продавать крестьян в рекруты, ссылать в Сибирь и отправлять на каторгу. Обычным явлением была купля-продажа крепостных, наказание за малейшую провинность. Крепостного права не было лишь в Сибири и на севере Европейской части России.
Изменилось и положение посадской верхушки. Ликвидация в 1727 г. петровской системы городского самоуправления вновь поставила ее под прямой контроль местных властей. Воеводам были возвращены судебные функции по уголовным делам. Чиновный аппарат на местах перестал получать государственное жалованье и перешел к хорошо знакомой ему системе взяток и подношений. Только после губернской реформы 1775 г. и «Жалованной грамоты городам» (1785) горожане вновь получили право на самоуправление. Наряду с губернскими и уездными властями хозяйственная жизнь города определялась так называемой «шестигласной» думой.
Положение дворянства значительно улучшилось. Законодательные акты, начиная с указов Анны Иоанновны, ограничившей срок обязательной дворянской службы 25 годами, до «Жалованной грамоты дворянству» юридически завершили формирование дворянства как особого привилегированного сословия.
в живописи: Сикстинская мадонна художника Рафаэля, работы фламандского художника П.П.Рубенс, работы голландского художника Рембрандта («Возращение блудного сына», «Святое семейство», «Ночной дозор» и др.);
в архитектуре и скульптуре – колоннада на площади перед собором Св. Петра Риме архитектора Дж.Л. Бернини, скульптура «Экстаз Св. Терезы»;
литература и театр – работы У. Шекспира.
Новое направление, утвердившееся в католических странах, явилось своеобразным эстетическим ответом на Реформацию. Архитектура и живопись барокко должны были прославлять величие Бога и утверждать могущество римской церкви. Однако искусство барокко не ограничивалось исключительно религиозными мотивами.
Для стиля рококо (в пер. с французского означает «украшение в форме раковины») характерна вычурность, декоративность, великолепие и роскошь. Но в отличие от барокко рококо более легковесно, камерно, аристократично. Особенно характерно в этом плане убранство интерьеров дворцов французской знати. Изящная, легкая мебель с искривленными ножками, диваны, кресла, столики, шкафы, кровати под балдахинами украшалась лепными асимметричными деталями, инкрустацией. Диваны и кресла обивались нарядными гобеленами. Искусство рококо отражало вкусы версальской аристократии.
«Галантный век» нашел свое отражение и во французской живописи XVIII в. Для нее характерно бегство от действительности, обращение к чувствам человека, эротика. Эти темы присутствуют в творчестве художников Антуана Ватто и Франсуа Буше.
Для стиля классицизм главным было изображение величественных и благородных поступков, прославление чувства долга перед обществом и государством. В подражание древним грекам и римлянам деятели культуры должно были изображать прекрасное и возвышенное.
Примеры:
художественное искусство – работы Никола Пуссена. Он долгое время жил в
литература – Пьер Корнел, великий поэт и создател французского театра.
архитектура – загородный королевский дворец и парка в Версале
Ухудшилось положение крепостных крестьян. Росли барщина и оброчные платежи. Помещики получили право сбора подушной подати, они могли продавать крестьян в рекруты, ссылать в Сибирь и отправлять на каторгу. Обычным явлением была купля-продажа крепостных, наказание за малейшую провинность. Крепостного права не было лишь в Сибири и на севере Европейской части России.
Изменилось и положение посадской верхушки. Ликвидация в 1727 г. петровской системы городского самоуправления вновь поставила ее под прямой контроль местных властей. Воеводам были возвращены судебные функции по уголовным делам. Чиновный аппарат на местах перестал получать государственное жалованье и перешел к хорошо знакомой ему системе взяток и подношений. Только после губернской реформы 1775 г. и «Жалованной грамоты городам» (1785) горожане вновь получили право на самоуправление. Наряду с губернскими и уездными властями хозяйственная жизнь города определялась так называемой «шестигласной» думой.
Положение дворянства значительно улучшилось. Законодательные акты, начиная с указов Анны Иоанновны, ограничившей срок обязательной дворянской службы 25 годами, до «Жалованной грамоты дворянству» юридически завершили формирование дворянства как особого привилегированного сословия.