лужение священника – как предстоятеля общины верующих людей, – конечно, не аналогично служению психолога. Священник – это скорее духовный лидер, рулевой или штурман на корабле Церкви, капитаном которого является Христос. И в этом смысле священник должен быть психологом не больше, чем любой другой человек, по сути своей профессии имеющий общение с большим количеством людей. Так, педагог, социальный работник для успешной работы должен быть и психологом в немалой степени. Действительно, эти направления работы, так же, как и служение священника, в основе своей имеют обращение к душам людей, и потому успешен тут будет тот, кто понимает психологию, науку о душе.
Но в современной Церкви служение священника совмещает в себе целый ряд служений, которые в древней Церкви несли разные люди: кроме предстоятельства, священник должен быть также и миссионером, апостолом (проповедовать христианство тем, кто вне Церкви), и учителем (учить прихожан о вере и Церкви), и духовником (руководить духовной жизнью прихожан). Я уж не говорю, что священник часто вынужден быть также и администратором, и прорабом и т.п.
Все это достаточно разные служения, и, имея дар к одному, человек может быть значительно меньше к другому. Но, хорошо это или плохо, в современной практике чаще всего все эти служения лежат на священнике. Не удивительно, если часть из них (те, к которым имеет призвание) он выполняет лучше, а часть хуже.
Особое место среди этих харизм (словом харизма называется благодатный дар Божий человеку) занимает духовническое служение. Сейчас в России его несут, в общем-то, все священники. Но так было не всегда и не везде. А в Греции и сейчас духовниками могут быть только те, кому это особенным образом благословлено, непременно в возрасте, и не обязательно священники.
Но в нашей жизни такая практика пока невозможна: слишком многие нуждаются в духовном руководстве, и явно недостаточно тех, кому это руководство можно поручить. Тем более, что возраст – не всегда залог мудрости и успехов в духовной жизни. А значит, все священники вынуждены быть и духовниками.
И, конечно, именно духовничество – область, которую с наибольшей полнотой можно было бы назвать наукой о душе. А мудрого, духоносного старца можно было бы назвать психологом в полном смысле слова. Слова его, обращенные к душам приходящих, в идеале должны основываться на высокой духовной жизни, и содержать в себе знание духовных законов.
Но жизнь предлагает нам другую реальность. Нет такого количества (да никогда и не было) подлинно духоносных людей, чтобы окормлять всех нуждающихся. Этого бы хотелось, но этого нет. С другой стороны, в этом нет и абсолютной необходимости. В Учении Церкви, в творениях святых мы найдем все, чтобы двигаться в правильном направлении и самим.
лужение священника – как предстоятеля общины верующих людей, – конечно, не аналогично служению психолога. Священник – это скорее духовный лидер, рулевой или штурман на корабле Церкви, капитаном которого является Христос. И в этом смысле священник должен быть психологом не больше, чем любой другой человек, по сути своей профессии имеющий общение с большим количеством людей. Так, педагог, социальный работник для успешной работы должен быть и психологом в немалой степени. Действительно, эти направления работы, так же, как и служение священника, в основе своей имеют обращение к душам людей, и потому успешен тут будет тот, кто понимает психологию, науку о душе.
Но в современной Церкви служение священника совмещает в себе целый ряд служений, которые в древней Церкви несли разные люди: кроме предстоятельства, священник должен быть также и миссионером, апостолом (проповедовать христианство тем, кто вне Церкви), и учителем (учить прихожан о вере и Церкви), и духовником (руководить духовной жизнью прихожан). Я уж не говорю, что священник часто вынужден быть также и администратором, и прорабом и т.п.
Все это достаточно разные служения, и, имея дар к одному, человек может быть значительно меньше к другому. Но, хорошо это или плохо, в современной практике чаще всего все эти служения лежат на священнике. Не удивительно, если часть из них (те, к которым имеет призвание) он выполняет лучше, а часть хуже.
Особое место среди этих харизм (словом харизма называется благодатный дар Божий человеку) занимает духовническое служение. Сейчас в России его несут, в общем-то, все священники. Но так было не всегда и не везде. А в Греции и сейчас духовниками могут быть только те, кому это особенным образом благословлено, непременно в возрасте, и не обязательно священники.
Но в нашей жизни такая практика пока невозможна: слишком многие нуждаются в духовном руководстве, и явно недостаточно тех, кому это руководство можно поручить. Тем более, что возраст – не всегда залог мудрости и успехов в духовной жизни. А значит, все священники вынуждены быть и духовниками.
И, конечно, именно духовничество – область, которую с наибольшей полнотой можно было бы назвать наукой о душе. А мудрого, духоносного старца можно было бы назвать психологом в полном смысле слова. Слова его, обращенные к душам приходящих, в идеале должны основываться на высокой духовной жизни, и содержать в себе знание духовных законов.
Но жизнь предлагает нам другую реальность. Нет такого количества (да никогда и не было) подлинно духоносных людей, чтобы окормлять всех нуждающихся. Этого бы хотелось, но этого нет. С другой стороны, в этом нет и абсолютной необходимости. В Учении Церкви, в творениях святых мы найдем все, чтобы двигаться в правильном направлении и самим.
лужение священника – как предстоятеля общины верующих людей, – конечно, не аналогично служению психолога. Священник – это скорее духовный лидер, рулевой или штурман на корабле Церкви, капитаном которого является Христос. И в этом смысле священник должен быть психологом не больше, чем любой другой человек, по сути своей профессии имеющий общение с большим количеством людей. Так, педагог, социальный работник для успешной работы должен быть и психологом в немалой степени. Действительно, эти направления работы, так же, как и служение священника, в основе своей имеют обращение к душам людей, и потому успешен тут будет тот, кто понимает психологию, науку о душе.
Но в современной Церкви служение священника совмещает в себе целый ряд служений, которые в древней Церкви несли разные люди: кроме предстоятельства, священник должен быть также и миссионером, апостолом (проповедовать христианство тем, кто вне Церкви), и учителем (учить прихожан о вере и Церкви), и духовником (руководить духовной жизнью прихожан). Я уж не говорю, что священник часто вынужден быть также и администратором, и прорабом и т.п.
Все это достаточно разные служения, и, имея дар к одному, человек может быть значительно меньше к другому. Но, хорошо это или плохо, в современной практике чаще всего все эти служения лежат на священнике. Не удивительно, если часть из них (те, к которым имеет призвание) он выполняет лучше, а часть хуже.
Особое место среди этих харизм (словом харизма называется благодатный дар Божий человеку) занимает духовническое служение. Сейчас в России его несут, в общем-то, все священники. Но так было не всегда и не везде. А в Греции и сейчас духовниками могут быть только те, кому это особенным образом благословлено, непременно в возрасте, и не обязательно священники.
Но в нашей жизни такая практика пока невозможна: слишком многие нуждаются в духовном руководстве, и явно недостаточно тех, кому это руководство можно поручить. Тем более, что возраст – не всегда залог мудрости и успехов в духовной жизни. А значит, все священники вынуждены быть и духовниками.
И, конечно, именно духовничество – область, которую с наибольшей полнотой можно было бы назвать наукой о душе. А мудрого, духоносного старца можно было бы назвать психологом в полном смысле слова. Слова его, обращенные к душам приходящих, в идеале должны основываться на высокой духовной жизни, и содержать в себе знание духовных законов.
Но жизнь предлагает нам другую реальность. Нет такого количества (да никогда и не было) подлинно духоносных людей, чтобы окормлять всех нуждающихся. Этого бы хотелось, но этого нет. С другой стороны, в этом нет и абсолютной необходимости. В Учении Церкви, в творениях святых мы найдем все, чтобы двигаться в правильном направлении и самим.
лужение священника – как предстоятеля общины верующих людей, – конечно, не аналогично служению психолога. Священник – это скорее духовный лидер, рулевой или штурман на корабле Церкви, капитаном которого является Христос. И в этом смысле священник должен быть психологом не больше, чем любой другой человек, по сути своей профессии имеющий общение с большим количеством людей. Так, педагог, социальный работник для успешной работы должен быть и психологом в немалой степени. Действительно, эти направления работы, так же, как и служение священника, в основе своей имеют обращение к душам людей, и потому успешен тут будет тот, кто понимает психологию, науку о душе.
Но в современной Церкви служение священника совмещает в себе целый ряд служений, которые в древней Церкви несли разные люди: кроме предстоятельства, священник должен быть также и миссионером, апостолом (проповедовать христианство тем, кто вне Церкви), и учителем (учить прихожан о вере и Церкви), и духовником (руководить духовной жизнью прихожан). Я уж не говорю, что священник часто вынужден быть также и администратором, и прорабом и т.п.
Все это достаточно разные служения, и, имея дар к одному, человек может быть значительно меньше к другому. Но, хорошо это или плохо, в современной практике чаще всего все эти служения лежат на священнике. Не удивительно, если часть из них (те, к которым имеет призвание) он выполняет лучше, а часть хуже.
Особое место среди этих харизм (словом харизма называется благодатный дар Божий человеку) занимает духовническое служение. Сейчас в России его несут, в общем-то, все священники. Но так было не всегда и не везде. А в Греции и сейчас духовниками могут быть только те, кому это особенным образом благословлено, непременно в возрасте, и не обязательно священники.
Но в нашей жизни такая практика пока невозможна: слишком многие нуждаются в духовном руководстве, и явно недостаточно тех, кому это руководство можно поручить. Тем более, что возраст – не всегда залог мудрости и успехов в духовной жизни. А значит, все священники вынуждены быть и духовниками.
И, конечно, именно духовничество – область, которую с наибольшей полнотой можно было бы назвать наукой о душе. А мудрого, духоносного старца можно было бы назвать психологом в полном смысле слова. Слова его, обращенные к душам приходящих, в идеале должны основываться на высокой духовной жизни, и содержать в себе знание духовных законов.
Но жизнь предлагает нам другую реальность. Нет такого количества (да никогда и не было) подлинно духоносных людей, чтобы окормлять всех нуждающихся. Этого бы хотелось, но этого нет. С другой стороны, в этом нет и абсолютной необходимости. В Учении Церкви, в творениях святых мы найдем все, чтобы двигаться в правильном направлении и самим.