“Один только путь остается, “Есть” гласящий; На нем - примет очень много различных,
Что нерожденным должно оно быть и негибнущим также,
Целым, единородным, бездорожным и совершенным.
И не “было” оно, и не “будет”, раз ныне все сразу
“Есть” одно, сплошное. Не сыщешь ему ты рожденья.
Как, откуда взросло? Из не-сущего? Так не позволю
Я ни сказать, ни помыслить: немыслимо, невыразимо
Есть, что не есть
И неделимо оно, коль скоро всецело подобно:
Тут вот - не больше его ничуть, а там вот - не меньше,
Что исключило бы сплошность, но все наполнено сущим.
Но в границах великих оков оно неподвижно,
Безначально и непрекратимо...
(Парменид. О природе. Там же. С. 296-297.).
• Перечислите “приметы” бытия по Пармениду.
• Почему нельзя сказать о бытии, что оно “было” или “будет”? Приведите аргументы Парменида.
• Прав ли Парменид, утверждая, что бытие не может быть “больше” или “меньше”?
• Что значит “сплошность”, “наполненность бытия”? Может ли быть что-то “сверх бытия”?
Твердое
Жидкое
Газообразное
Лед
Вода
Пар
Ртуть
Ртуть
Пары ртути
Агрегатное
Собст
Собстве
Расстояние
Силы взаимодействия
Характер
состояние
венная
нньтй
между
между молекулами
движения
форма
объем
молекулами
молекул
Твердое
Да
Да
Сопоставимо с
Большое притяжение
Колебательное
размерами
между молекулами
относительно
молекул
узлов
кристалличсекой
решетки
Жидкое
Нет
Да
Больше
Силы притяжения
Колебательное с
размеров самих
между молекулами
изменением
молекул
жидкости меньше,
положения
чем между
равновесия
молекулами твердых
тел
Газообразное
Нет
Нет
Во много раз
Силы притяжения
Поступательное
больше
между молекулами
размеров самих
газа малы.
молекул