В конце XVIII - начале XIX века уровень грамотности марийского насления, как и в целом по России, был чрезвычайно низким. "Список знающих читать и писать", составленный в 1806г. в Яранском уезде, свидетельствует, что грамотные мужчины составляли всего 0, 2% от всего населения уезда. Грамотных женщин в списке не было вовсе [Казимов 1993: 9]. По данным переписи 1897г., грамотность по Казанской и Вятской губерниям среди мари составляла 18, 34% у мужчин и 2, 19% у женщин. Образование выше начального имели 0, 09% мужчин и 0, 04% женщин мари. В начале XX в. грамотность среди марийского населения составляла 16% среди мужчин и 2% среди женщин [Садов 1957: 189].
Деятельность царского правительства в области просвещения населения началась с создания системы начального образования и учреждения в 1782 г. специальной комиссии, которая в течение трех лет занималась составлением школьных планов, изданием учебников, методических инструкций и подготовкой учителей. В октябре 1785г. был подписан царский указ, установивший единую систему обучения населения, а в августе 1786г. был утвержден "Устав народным училищам в Российской империи", согласно которому создавались учебные заведения двух типов: главные - в каждом губернском городе и малые - в каждом уездном. Срок обучения в главном составлял 5 лет, в малом - 2 года [Садов 1957: 189].
В Марийском крае первое народное училище открылось в 1791г. в г.Козьмодемьянске и состояло всего из двух классов. В Царевококшайске (нынешняя Йошкар-Ола) уездное училище было создано в 1825г. и также состояло из двух классов. Обучение в них проходило на русском языке.
В 1864г. согласно "Положению о начальных народных училищах", все народные училища были переданы земствам, поэтому их стали называть земскими. Земства прилагали большие усилия по развитию школьной сети в марийских землях. Передовые русские педагоги, такие как К.Д.Ушинский и другие, считали, что обучать детей надо на родном языке учащихся, который является важным средством в обучении и воспитании. "В языке одухотворен весь народ и вся его родина" - писал Ушинский [Попов 1993: 24].
Демократически настроенные представители марийской интеллигенции настойчиво добивались официального разрешения на использование родного языка учащихся в учебном процессе. В результате обсуждений, в которых сторонники и противники введения родного языка в школы неоднократно высказывали свои точки зрения, в течение 1869г. министерство народного просвещения разработало программу обучения нерусских крестьян. В ней учитывались религиозная принадлежность, расселение народов, степень знания русского языка. Было решено создать инородческие школы, подготовить учебники на родном языке учащихся, а сам язык разрешалось использовать в учебе как вс средство. Таким образом, в 60-70е годы XIX в. были заложены основы национальной школы, в том числе и марийской.
1. 1) сопротивление параллельно соединенных резисторов R2, R3 и R4:
2) R0 = 20 + 18,2 = 38,2 Ом
3) I = U/R, I0 = 100/38,2 = 2,62 А
2. падение напряжения = IR; общее напряжение — сумма падений всех напряжений.
1) для упрощения поиска падений напряжений преобразуем резисторы R2, R3 и R4 в один — R234. тогда в цепи останется два последовательно соединенных резистора. найдем напряжение на каждом из них, зная, что U0 = 100 В, с пропорции.
R1 = 20 Ом, R234 = 38,2 Ом. 20 + 38,2 = 58,2
100 : 58,2 ≈ 1,72 В приходится на каждый Ом.
1,72 × 20 = 34,4 В
1,72 × 38,2 ≈ 65,7 В
2) зная напряжение и сопротивление, найдем I по закону Ома:
Объяснение:
В конце XVIII - начале XIX века уровень грамотности марийского насления, как и в целом по России, был чрезвычайно низким. "Список знающих читать и писать", составленный в 1806г. в Яранском уезде, свидетельствует, что грамотные мужчины составляли всего 0, 2% от всего населения уезда. Грамотных женщин в списке не было вовсе [Казимов 1993: 9]. По данным переписи 1897г., грамотность по Казанской и Вятской губерниям среди мари составляла 18, 34% у мужчин и 2, 19% у женщин. Образование выше начального имели 0, 09% мужчин и 0, 04% женщин мари. В начале XX в. грамотность среди марийского населения составляла 16% среди мужчин и 2% среди женщин [Садов 1957: 189].
Деятельность царского правительства в области просвещения населения началась с создания системы начального образования и учреждения в 1782 г. специальной комиссии, которая в течение трех лет занималась составлением школьных планов, изданием учебников, методических инструкций и подготовкой учителей. В октябре 1785г. был подписан царский указ, установивший единую систему обучения населения, а в августе 1786г. был утвержден "Устав народным училищам в Российской империи", согласно которому создавались учебные заведения двух типов: главные - в каждом губернском городе и малые - в каждом уездном. Срок обучения в главном составлял 5 лет, в малом - 2 года [Садов 1957: 189].
В Марийском крае первое народное училище открылось в 1791г. в г.Козьмодемьянске и состояло всего из двух классов. В Царевококшайске (нынешняя Йошкар-Ола) уездное училище было создано в 1825г. и также состояло из двух классов. Обучение в них проходило на русском языке.
В 1864г. согласно "Положению о начальных народных училищах", все народные училища были переданы земствам, поэтому их стали называть земскими. Земства прилагали большие усилия по развитию школьной сети в марийских землях. Передовые русские педагоги, такие как К.Д.Ушинский и другие, считали, что обучать детей надо на родном языке учащихся, который является важным средством в обучении и воспитании. "В языке одухотворен весь народ и вся его родина" - писал Ушинский [Попов 1993: 24].
Демократически настроенные представители марийской интеллигенции настойчиво добивались официального разрешения на использование родного языка учащихся в учебном процессе. В результате обсуждений, в которых сторонники и противники введения родного языка в школы неоднократно высказывали свои точки зрения, в течение 1869г. министерство народного просвещения разработало программу обучения нерусских крестьян. В ней учитывались религиозная принадлежность, расселение народов, степень знания русского языка. Было решено создать инородческие школы, подготовить учебники на родном языке учащихся, а сам язык разрешалось использовать в учебе как вс средство. Таким образом, в 60-70е годы XIX в. были заложены основы национальной школы, в том числе и марийской.
1. 1) сопротивление параллельно соединенных резисторов R2, R3 и R4:
2) R0 = 20 + 18,2 = 38,2 Ом
3) I = U/R, I0 = 100/38,2 = 2,62 А
2. падение напряжения = IR; общее напряжение — сумма падений всех напряжений.
1) для упрощения поиска падений напряжений преобразуем резисторы R2, R3 и R4 в один — R234. тогда в цепи останется два последовательно соединенных резистора. найдем напряжение на каждом из них, зная, что U0 = 100 В, с пропорции.
R1 = 20 Ом, R234 = 38,2 Ом. 20 + 38,2 = 58,2
100 : 58,2 ≈ 1,72 В приходится на каждый Ом.
1,72 × 20 = 34,4 В
1,72 × 38,2 ≈ 65,7 В
2) зная напряжение и сопротивление, найдем I по закону Ома:
I = U/R, I1 = 34,4/20 = 1,72 А
3) U на параллельно соединенных резисторах общее.
3.1 I2 = U0/R2, I2 = 65,7/40 = 1,64 А
3.2 I3 = U0/R3 = 65,7/100 = 0,657 А
3.3 I4 = U0/R4 = 65,7/50 = 1,314 А
3. P = IU
1) P всей цепи = 2,62 × 100 = 262 Вт
2) P1 = I1U1 = 1,72 × 34,4 = 59,168 Вт
3) P = I²R
3.1 P2 = I2²R2 = 1,64² × 40 ≈ 108 Вт
3.2 P3 = I3²R3 ≈ 0,657² × 100 ≈ 43 Вт
3.3 P4 = I4²R4 = 1,314² × 50 ≈ 86 Вт