ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ «Классный руководитель V класса М. И. с детьми на прогулке. Ребята играют, бегают. – Вот если бы ты так в учебе отличалась, как здесь, – замечает классная руководительница одной девочке, – там ты чаще слезы льешь вместо ответа. Девочка, словно пришибленная, останавливается и потом до конца прогулки то и дело с опаской поглядывает на классную руководительницу. – Медведев, – обращается учительница к мальчику, который с увлечением ловит бабочек, – ну-ка, иди ко мне, я с тобой поговорить хочу. Мальчик смущенно приближается к классной руководительнице. – Я сегодня в магазине встретила твою маму, – говорит она, – оказывается, ты, дружок, дневник дома не показываешь, а бабочек-то ловишь ловко. Мальчик еще ниже опускает голову. – Если сегодня не покажешь дома свои двойки, – режет классная руководительница, – завтра без родителей в школу не приходи. Понял? – Да, – поперхнувшись, отвечает мальчик. – А теперь иди играй. Мальчик идет к ребятам. На ходу он выбрасывает пойманных бабочек. Его окружают ребята, о чем-то спрашивают, а он, зло оглядываясь на классную руководительницу, отмахивается от них рукой, не хочет говорить». Проанализируйте данную ситуацию с точки зрения принципов воспитания. Какие качества могут формироваться у детей вследствие такого воздействия воспитателя?
Когда классная руководительница обращается к девочке, она ставит ее в неловкое положение, сравнивая ее поведение на прогулке и в учебе. Это может вызвать у девочки неуверенность и страх перед классной руководительницей. Когда она обращается к мальчику, она выясняет, что он не показывает дневник дома. Затем она угрожает ему, что если он снова не покажет дома свои плохие оценки, то завтрашний день он пропустит в школе без родителей.
Такое воздействие воспитателя не соответствует принципам воспитания, таким как взаимодействие на основе доверия и уважения, стимулирование позитивного поведения, поощрение развития и самореализации ребенка.
От такого воздействия воспитателя на детей могут формироваться следующие качества:
1. Низкая самооценка: Ребята могут начать сомневаться в своих способностях, поскольку их нетерпимый сравнительный уход на прогулке и в учебе считается неудовлетворительным. Комментарии классной руководительницы о недостаточной производительности и давлении на детей могут вызвать у них ощущение неуверенности и боязни.
2. Негативное отношение к учебе: Из-за постоянного сравнения с остальными детьми и негативного отношения воспитателя к учебе, дети могут начать испытывать отвращение и нежелание учиться. Они могут воспринимать учебу как источник стресса и негативных эмоций.
3. Неспособность выразить себя и свои эмоции: Когда дети видят, как они сравниваются и критикуются, они могут начать подавлять свои эмоции и стараться скрыть свои чувства. Отсутствие открытого общения со сверстниками может привести к замкнутости и сложностям в социальной адаптации.
4. Негативное отношение к авторитету: Дети могут начать испытывать отрицательные чувства к классному руководителю и утратить доверие к нему. Отрицательное общение и угрозы могут вызывать ощущение напряженности и неуважения к авторитету.
Все эти факторы могут отрицательно сказываться на эмоциональном и социальном развитии детей, а также оказывать негативное влияние на их учебные достижения и мотивацию. Воспитатель должен использовать позитивные методы взаимодействия, поощрять качественное участие, а не сравнивать и угрожать.